Буквально с первых тактов исполнительница обрушивает на слушателей настоящий звуковой поток из сложных ритмических последовательностей и звона колокольчиков. Такое виртуозное владение инструментом по плечу только настоящему мастеру, и достичь его довольно сложно.




Игра на дафе - а именно так называется этот иранский народный ударный инструмент - требует от музыканта двух очень важных качеств. Во-первых, он должен обладать исключительным чувством ритма. Существует более двухсот ритмических рисунков, которые дафист запоминает на слух. До недавнего времени нотации (нотной записи) для этого вида народной музыки просто не существовало, но и в настоящее время партии дафа композиторы прописывают для эстрадной музыки, а народные исполнители по-прежнему рассчитывают только на свою феноменальную музыкальную память.

Второе качество не менее важно: исполнитель должен уметь импровизировать. Произведения для дафа практически всегда рождаются в реальном времени, так как солист не зависит от других музыкальных партий, он отправляется в «свободное плавание», руководствуясь только своей фантазией и настроением.

Инструмент представляет собой разновидность бубна. Это обруч диаметром около полуметра, обод которого в древности делали из цинка или медного сплава, а в настоящее время заменяют деревом или пластиком. Обруч обтянут коровьей, бараньей или козлиной кожей, с внутренней стороны к нему крепятся небольшие металлические кольца или колокольчики. Конструкция, как видите, довольно незамысловатая, но, несмотря на это, из дафа можно извлекать множество звуков самой разной окраски: от глухого шуршания до мощных ударов и звона.

Уникальность инструмента еще и в том, что на нем можно воспроизводить не только ритмический рисунок. Благодаря различным приемам исполнения, таким как «бам», «бак», «миянэ», «чап» и так далее, которые представляют собой удары по различным участкам мембраны, даф «откликается» звуками разной высоты. А это значит, что в произведения включаются и несложные элементы мелодии.

Возможно, кого-то удивит, что на музыкальном восточном инструменте, который появился еще во II тысячелетии до нашей эры, играет женщина. Но это не следствие эмансипации, а древняя традиция, восходящая к ритуальным танцам, которые исполнялись во время священных действий, связанных с культом луны. Жрицами этого ночного светила всегда были женщины, и ритм дафа помогал им достигать мистического экстаза. Упоминание о нем есть даже в священных книгах, где, в частности, говорится:

«Круг его - это мир, вселенная; кожа, натянутая на нем, - абсолютное существование; удар в него – переход из внутреннего мира во внешнее бытие»