Талантливый музыкант Михаил Комиссаров, известный как Michael Dop (Dop’q), – один из основателей и идейный вдохновитель лэйбла Slowdance, создающего необычайные завораживающие мотивы в стиле, близком к deep techno. Особое место в его жизни занимают живопись, графика и дизайн.

 

В эксклюзивном интервью для Artifex Михаил поделился своими мыслями об искусстве и историей проекта SLOWDANCE.

 
Artifex: У вас достаточно много графических работ, но ведь основа вашего творчества – это музыка, верно?

Сложный вопрос, мне тяжело определить, что превалирует. Да, музыкой я занимаюсь больше и чаще, однако не могу сказать, что мог бы посвятить себя только ей и не заниматься графикой вообще. Мне все время кажется, что нужно свои усилия сфокусировать на чём-то одном, чтобы отдача была мощнее и результативнее, прежде всего для меня. Но все равно тянет то в одну сторону, то в другую. Мне все интересно, и я иногда даже от этого немного страдаю.

Artifex: У вас необычная графика, она не полностью фигуративная, при этом по атмосфере достаточно психоделическая. Это визуализация чего-то? Вашей или чужой музыки, каких-то фантазий, ощущений?

Некоторые работы вообще написаны без особой идеи. То есть, все начиналось с различных линий, элементов в разных местах будущей картины. Потом они складывались во что-то общее. Это напоминает мне некую игру: будто стираешь какой-то верхний слой по кускам, а за ним скрывается картина. В процессе приходит ощущение, видение, и уже формируется образ. А какие-то работы я рисовал осознанно, воплощал задумку из головы, уже имея определённый образ.

Artifex: А как это соотносится с тем, как вы пишете музыку? Есть ли какой-то общий метод?

Касательно музыки, я практически никогда не знаю, что получится в итоге. Есть люди, которые слышат мотивы в голове, но про меня такого сказать нельзя. Меня увлекают детали в музыке, фактуры, например, я люблю создавать некую дистанцию в музыке - когда что-то происходит не на переднем плане, а на заднем.

 

 

Для меня это всегда было не совсем понятным моментом. Я долго не мог понять, как это правильно реализовать. Хотелось сделать так, чтобы некоторые звуки ощущались как будто на расстоянии, но при этом не слишком четко и не слишком размыто. Сейчас я уже понимаю, каким образом это достигается. Если проводить аналогию с картинами, то мне нравится перспектива.

Artifex: Как бы вы охарактеризовали своё творчество?

Мне нравится, когда, глядя на картину или слушая музыку, получается перенестись куда-то. Когда неожиданно задумался, замечтался. Искусство служит «дверью», через которую иногда уносит. Вот в живописи мне, например, совсем не близок реализм, куда больше я люблю создавать какую-то альтернативную реальность.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, про отправную точку. В какой момент в вашей душе взошло семечко творчества?

Желание рисовать во мне с детства. Увлечение графикой и музыкой началось, когда у меня появился первый компьютер. Это изначально вдохновило меня.

А что касается момента, после которого я начал активно рисовать, то это фильм «Пробуждение жизни» (Waking Life), очень необычный, на мой взгляд. С одной стороны, это мультипликация, причем не слишком детальная, с другой - возникает ощущение, что она очень реалистичная. Я сначала не мог понять, почему так происходит: всё постоянно шевелится, но при этом нарисовано. Там я впервые увидел, что можно нарисовать лицо всего лишь несколькими линиями, и сделать это реалистично.

Artifex: У вас есть какие-то более «конкретные» корни? Может быть, это какой-то определенный художник или музыкант когда-то на вас повлияли?

Что касается музыки, то для меня первым «проводником» стало радио на частоте 106.8, довольно популярной в то время. Именно там я услышал драм-н-бэйс, джангл, и электронику. Это вдохновило меня на то, чтобы самому попробовать что-то создать.

Позднее я увлёкся экспериментальной музыкой. Мне нравилось, что каждый трек отличался от остальных. То, как использовались звуки, грувы, - это всегда был какой-то новый путь даже в рамках звучания одного артиста.

 

 

Что же касается искусства, не могу сказать, что я много интересовался другими художниками. Мне всегда нравился Сальвадор Дали. А в какой-то момент из одной передачи я узнал про Джексона Поллока. Я был очень вдохновлен им. Узнал, что, если приблизить фрагмент его картины, глаз не будет воспринимать, что это увеличенное изображение.

Artifex: Раз уж мы заговорили об этом, скажите, а какие у вас предпочтения в размерах и материалах?

Я рисовал на разных поверхностях: на бумаге, пенокартоне, а не так давно наконец-то попробовал рисовать на холсте. И ещё стал использовать акрил.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, о логотипе для Simiram. Вы использовали сакральную геометрию? Откуда взялась идея?

Логотипы в дизайне меня привлекают больше всего. Я считаю, что логотип – это отправная точка любого проекта.

Когда я спросил у Кирилла Балдакова, что значит Simiram, он сказал, что это море в лучах солнца. И я сначала экспериментировал с более понятной символикой - кругом, полосами. В итоге все неожиданно пришло к сакральной геометрии. Ее для меня открыл Друнвало Мельхиседек, автор книги «Древняя тайна цветка жизни». Он серьёзно исследовал историю майя через сакральную геометрию и разные символы. Из этой книги я узнал, что в основе мира лежит один узор, главным элементом которого является цветок жизни. Он и лёг в основу логотипа Simiram. Я убрал по половинке лепестка в центре. В итоге получился некий вихрь, закручивающаяся спираль.

Artifex: Проект SLOWDANCE – что это и откуда возникло?

Мы придумали этот проект с Юрой Зинченко. Это мой друг и соратник по жизни.

Идея родилась просто. Мы часто слышали вокруг себя красивую музыку, которой хотелось делиться, и мы стали просить своих друзей и знакомых диджеев записывать миксы из своих альтернативных коллекций. Подкасты, которые мы выкладывали, получили хороший резонанс и через пару лет мы запустили серию одноименных вечеринок.

 

 

Artifex: Музыка – это же deep techno?

Когда речь заходит о стилях, я всегда говорю, что названия придумали магазины, чтобы продавать музыку. Классифицировать её очень тяжело. Любой трек, композиция, альбом – это некая эклектика. Совпадение массы факторов, которые произошли у человека в жизни.

Звучание SLOWDANCE мы не можем отнести к какому-то конкретному стилю. Для нас это как живой растущий организм, который меняется с течением времени, с изменением нашего мироощущения и нашего восприятия.

Artifex: Кто входит в команду SLOWDANCE?

Для нас это вообще некое комьюнити. Команда продолжает формироваться до сих пор, очень непросто найти близких по духу людей, но, когда они находятся, все понимают друг друга без слов. Артисты Slowdance:
Michael Dop / Dan Jamkinsun / Alexey Orlov / Tagir Sadyrbaev / Doyeq / Azamat / Nils / Toki Fuko / Interpolarm / Indigo Minds

 

Также есть много интересных и талантливых музыкантов, которых мы периодически приглашаем на наши вечеринки.

Artifex: В каком формате проходят мероприятия SLOWDANCE?

Важной составляющей для нас является арт. Мы коммуницируем с разными художниками, инсталляторами и видео-художниками.

На данный момент мы проводим вечеринки в клубе Газгольдер один раз в месяц. Также периодически организуем мероприятия вне клубов, благодаря чему появляется возможность больше раскрыть наш творческий потенциал - на девятилетие Slowdance мы задействовали парковку за клубом Газгольдер - построили там танцпол и организовали довольно триповое пространство, наполненное инсталляциями и граффити на стенах, разными чилл-зонами, также там был концепт-маркет и фудкорт.