Тонкая грань между смешным и жутким: африканское искусство | Artifex.ru

Тонкая грань между смешным и жутким:
африканское искусство

Одна незаметная на первый взгляд деталь может совершенно перевернуть видение целого. Казалось бы, в уютном полумраке музея выставили примитивные нелепые фигурки аборигенов. Потом приглядываешься внимательнее, а у них зубки из аутентичного материала ─ человеческих зубов! И сразу открывается над головой тёмный мир, где фигурки ─ не детские игрушки, а символы власти или амулеты, используемые в зловещих ритуалах. Подступает к горлу суеверный страх, и вспоминаются истории и фильмы о тех, кому не посчастливилось оказаться рядом с про́клятыми вещицами.

Такое впечатление произвела на меня выставка африканского искусства в музее de Young, Сан-Франциско. После обзорной экскурсии по главным трофеям нас отпустили погулять, и я случайно забрела в довольно тёмное помещение этой выставки. Надо отдать должное оформителям, атмосфера создана очень подходящая: сами залы затемнены, а за стеклом, под светом прожекторов разной силы, экспонаты как будто отвечают тебе пристальным взглядом.

 

Представленные на выставке объекты относятся к области Африки южнее Сахары. Приблизительно 110 культурных групп составляют экспонаты, охватывающие несколько столетий и широкий диапазон стилей, от реализма до абстракции.

В своих первоначальных условиях эти объекты олицетворяли предков, выражали общественные ценности и служили религиозным и церемониальным целям. Например, художники Luluwa воплощали в bwimpe (фигурках власти) идеалы красоты и моральной добродетели через сложнейшие прически и стилизованные шрамы. Эти скульптуры использовались в ритуалах для защиты женщин и их детей.

Искусство долины Нигера известно своей напористостью и включает в себя яркие традиции Африки. Эта скульптура с двумя телами и семью головами ─ воплощение духа-защитника. Впечатление производит её размер, контрастность и глаза, в которые вставлены зеркальные стёкла. Вероятно, изваяние устанавливалось в священном месте, куда воины отправлялись перед боем или охотой. Также оно могло защищать деревни от врагов, злых духов и болезней.

 
Скульптура духа-защитника

 
Настороженная поза следующей фигуры выражает её центральную роль на судах. Скульптура считалась самим духом: именно к нему обращались участники. Каждый гвоздь в ней ─ символ разрешённого спора или призыв к духу, чтобы он выполнил свою работу.

 
Скульптура духа-суда

 
Болотистая, солёная дельта реки Флай покрыта зарослями мангровых деревьев. Шаманы отправлялись туда, чтобы использовать причудливые корни для воплощения своих видений о духах. Сохраняя исходную форму, они делали небольшие зарубки, чтобы обозначить части тела или лицо духа.

 
Воплощение видений о духах

 
Кроме скульптурных метафор, на выставке были и просто черепа, а также затейливые маски и костюмы.

 

 


В статье использованы фотографии (© snowdrop - автор альманаха Artifex) с выставки африканского искусства. Музей de Young, San Francisco.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика