Epistula non erubescit (лат. Бумага всё стерпит)

Почти две тысячи лет назад китайский сановник Цай Лунь изобрел бумагу. И с тех пор она стала одним из основных материалов, используемых человечеством для творчества. На ней появляются произведения великих поэтов и прозаиков, художники наносят на неё аккуратные мазки, которые превращаются потом в элегантные картины; в конце концов, без изобретения Цай Луня было бы невозможно искусство оригами!

Казалось бы, потенциал материала исчерпан… НЕТ! Редактор и дизайнер книг Ли Хунбо (Li Hongbo) создаёт изумительные скульптуры при помощи обыкновенной оберточной бумаги. Тысячи и тысячи листов склеиваются, вырезаются и накладываются друг на друга. После в дело вступают обычные инструменты скульптора, с помощью которых пластам придается необходимая форма. В результате получаются необычные и, самое главное, растягивающиеся бюсты.




Это достигается при помощи особой древней китайской технологии, которая использовалась при создании знаменитых китайских фонариков. Ли Хунбо развил эту технику, слегка изменив метод, и добился столь необычного эффекта.

Впервые увидев скульптуры, наверное, каждый бы воскликнул: «Я что, отдал деньги за обычные куски камня? В моей брошюрке было написано о фантастических бумажных инсталляциях, которые покорили миллионы сердец». Но затем, посмотрев внимательнее на переплетения рук, ног, голов и тел, уронил бы челюсть так, что на протяжении всей выставки вынужден был бы подвязывать её платочком − для более комфортного передвижения.

 

За основу художник взял методику создания шаров-сот: тонкая бумага склеена между собой в форме пчелиных сот. Таким образом, наращивая слои, получается «гармошка» абсолютно любой длины. Нюансы собственных наработок автор не раскрывает. Известно лишь то, что для создания подобной фактуры Ли Хунбо использует специальный резиновый клей.

Подробное изучение характеристик бумаги, её фактуры и свойств застало художника во время работы редактором. Ещё тогда он придумал свою первую «игрушку» – пистолет. Казалось бы, грозное орудие убийства, но мгновение − и в ваших руках появляется изящное украшение. Со временем обычное хобби переросло в дело всей жизни, принесшее автору необычайную популярность.




Каждая новая работа порождает биполярные отзывы. У одних эти творения вызывают отвращение и непонимание, у других – восхищение безграничной фантазией пекинского художника. Во время выставок, которые проходят по всему миру, каждый желающий может познакомиться с творчеством Ли. Прикасаться к скульптурам запрещено (по понятной причине), поэтому сотрудники выставок самостоятельно растягивают некоторые объекты, придавая им неестественный для человеческого глаза объем.

«На самом деле люди имеют фиксированное представление о формах человека. Поэтому когда вы сталкиваетесь с чем-то непривычным, то начинаете пересматривать природу объектов. Это именно то, что меня волнует», – поделился своими размышлениями художник.



И, возможно, он в чём-то прав. В век информации, который заставляет людей жить и думать штампами, не многие могут позволить себе такую роскошь, как пространные размышления. А гибкие скульптуры, ломающие все возможные и невозможные шаблоны, отвешивают неиллюзорный пинок сознанию, заставляя его мыслить более широко.

Словно ленточные черви, вгрызающиеся в плоть бренного мира, ворвались гибкие скульптуры в арт-пространство. Извиваясь, деформируясь и принимая невообразимые позы, они вытесняют более традиционные инсталляции, которые доживают свой век в музеях и на «складских» выставках.

Среди работ Ли Хунбо можно увидеть как портретные «зарисовки», так и попытки повторить творения классических античных мастеров. Да и сам внешний вид работы может ввести в заблуждение. Одна скульптура выглядит так, словно вырезана из мрамора, соседняя – из цельного куска белоснежного мела, а третья – из дерева. Порой оригинальный материал неотличим от бумажной имитации, что ещё больше вводит зрителей в заблуждение.

 
Скульптор Ли Хунбо (Li Hongbo)

По всему миру находятся люди, готовые заплатить за подобные скульптуры немалые деньги, что ещё раз говорит о востребованности скромного, но чертовски талантливого человека искусства.

А Вы хотели бы получить одно из его творений в подарок?