Скульптор Глеб Крюков | Artifex.ru

Скульптор Глеб
Крюков

«Автор всегда приоткрывает только часть смысла, вложенного в произведение. Остальное додумывает и раскрывает для себя зритель. Смысл работы художника/скульптора - подарить каждому человеку свою индивидуальную историю»

© Глеб Крюков

Изящные, стильные, злободневные – такие определения, наверное, приходят на ум при взгляде на скульптуры санкт-петербургского мастера Глеба Крюкова. Его работы – это тот случай, когда утонченные формы наполняются очень ёмким и метафоричным содержанием. Глебу удалось создать настоящую бронзовую вселенную, в которой каждый персонаж наделён не только характером и историей, но и загадкой.

 

Нам удалось поговорить с талантливым скульптором о его авторском стиле, любимых материалах и об особенностях некоторых работ.

Artifex: Сейчас в Санкт-Петербурге проходит ваша персональная выставка «Струны души». По какому принципу вы отбирали работы для неё?

На выставке экспонируются 19 скульптур и несколько графических работ. Это весь материал, который я наработал за последние девять лет. На «Струнах души» представлено несколько серий из разных периодов творчества. Например, «Карнавал самовыражения» - серия работ с женскими фигурами в разных образах и воплощениях - это ранний период, серия «Африка» представляет анималистку. Также есть несколько работ на свободную тематику. Несмотря на то, что появление этих работ можно связать с разными периодами моей жизни, серии не закончены и планируется их пополнение!

 

«Струны души» - большое событие в моей жизни. Само мероприятие и реакция зрителей меня удивили в положительном смысле этого слова! Было здорово!

Artifex: А с какой целью вы делаете свои скульптуры?

Скульптура - это моя страсть! Она уже давно меня «поглотила», впрочем, я и не думал сопротивляться!  Для меня скульптура - это целый мир эмоций. Она меня успокаивает, иногда заставляет нервничать, постоянно ставит передо мной разные задачи, решая которые, я получаю эмоции. Ради них я этим и занимаюсь. Ну и, конечно, результат: каждая законченная работа - это маленькая - а иногда и большая!- победа. А кто не любит побеждать?!

Artifex: Хотите ли вы видеть свои скульптуры в каких-то определенных местах: заведениях, домах и т.д.?

Видеть свои работы, я, конечно, хочу везде… :) Но, как и любой художник, я думаю и понимаю, что на данном этапе это все-таки больше интерьерная скульптура, нежели уличная. Она прекрасно подойдет для квартир, загородных домов, офисов и для различного рода холлов, гостиниц, бизнес-центров. У меня нет, если честно, четкого определения формата помещения, я стремлюсь к тому, чтобы мои работы смотрелись выигрышно в разных интерьерах.

Artifex: Ваши скульптуры небольшого размера. Чем именно он привлекателен для вас?

Размер неуклонно растет… :) И если первые мои работы были небольшими, то более поздние стали уже массивнее. У больших работ, как и у миниатюрных, есть своя специфика, в которую тоже необходимо вникнуть. Я учусь и не зацикливаюсь на размере, продолжаю экспериментировать и пробую разные варианты. Думаю, придет время и для чего-то поистине масштабного!

Artifex: Я заметила, что на всех ваших скульптурах рельефно выделяются мышцы. Почему это так важно для вас?

Это элемент стилизации и уже, наверное, своего рода отличительная черта моего авторского стиля! Мышцы - это один из элементов передачи движения, его характера, и, может, даже какой-то эмоции. Ну, а как это вышло наружу, затрудняюсь ответить. Может быть, это как-то связано с моим давним увлечением спортом.

Artifex: Какие материалы вы используете в последнее время для своих работ?

Лепить модель я привык из пластилина. А вообще я занимаюсь бронзовой скульптурой. Этот материал мне кажется очень благородным. Плюс ко всему он долговечен и обладает нужными для скульптора свойствами: довольно податлив в обработке и хорошо поддается патинированию, что позволяет поиграть с цветовым решением скульптуры.

В некоторых моих работах присутствует горячая эмаль, тоже люблю с ней поэкспериментировать. Это очень интересная техника с большими возможностями! А ещё мне хотелось бы поработать с камнем и другими современными материалами… Я думаю, у меня все ещё впереди.

Artifex: Я видела процесс заливки бронзы, который вы выложили на своей странице в Facebook, это очень впечатляющее зрелище!

Да, вы правы, зрелище действительно впечатляющее. Металл разогревают примерно до 1300 градусов и заливают в заранее подготовленные формы. Главное здесь, наверное, не обжечься и не надышаться дымом и газом, которые в большом количестве выделяются при заливке. А если серьезно, то это целая технология, и заниматься этим должны профессионалы с большим опытом работы!

 

Что касается моего творчества, литьем в основном занимаются ребята из мастерской «Седьмое небо», с которой я сотрудничаю. Я, конечно, тоже участвую в процессе, но только на подхвате! Моя главная задача - изготовление мастер-модели и доведение изделия «до ума» после заливки. Существует еще много сопутствующих процессов при подготовке к литью, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

Artifex: Давайте поговорим о цифрах. Сколько времени в среднем занимает создание одной скульптуры?

Что касается сроков, то здесь много нюансов. Во-первых, это многоэтапная работа: эскизная часть, создание мастер-модели, формовка, литье… Наверное, самый трудоемкий процесс - это работа с металлом. Далее идет патинирование - это вообще отдельная история. Затем следует сборка, приведение к конечному результату. Я выбрал не самый простой путь в плане обработки поверхностей моих скульптур: практически все выводится под полировку, и это отнимает наибольшее количество времени! В остальном, если все процессы идут без проблем и серьезных задержек, работа над скульптурой занимает от двух месяцев до полугода, в зависимости от сложности.

Artifex: А сколько металла уходит на одну скульптуру?
Расход металла зависит от размера скульптуры. У меня есть работы по 30 кг, есть и более…

 

Artifex: Работа, о которой мне хотелось бы поговорить, наверное, весит в разы меньше. :) Это небольшая скульптура «Почитатель солнца. У меня сложилось впечатление, что она очень важна для вас: именно её вы представляли на выставке «Весна 2016», её же можно увидеть на некоторых обложках и фото.

Эта работа мне очень нравится: мне удалось передать харизму и характер зверька, которого она изображает. Одна из задач, которые я перед собой ставлю при создании скульптуры, - это передача внутреннего состояния персонажа, попытка показать его «Я». Я стараюсь изобразить его мир в одном запечатленном моменте, и зритель, глядя на скульптуру, должен сразу понимать, с кем или с чем имеет дело... Думаю, сурикат (ред.: главный герой этой скульптуры) в этом плане очень хорошо получился, и я добился своей цели!
Впоследствии его изображение взяли на афишу выставки «Арт-декор», которая проходила в Петербурге. Там я выступал с лекцией об особенностях создания скульптуры. Также его отобрали для выставки «Весна 2016» в Союзе художников СПб.

Наверное, по сравнению с остальными работами, эта скульптура на данный момент побывала на наибольшем количестве выставок, в которых я участвовал. Поэтому «Почитатель Солнца» и стал популярным! 

Artifex: Почему работа называется «Почитатель солнца»? И почему изображен именно сурикат?

Как и многим людям, мне нравится смотреть документальные фильмы про животных. Однажды я смотрел цикл передач об удивительных зверьках – сурикатах. Очень захотелось воспроизвести образ этого животного в скульптуре. Далее стал вопрос, как именно его изобразить.

Как-то случайно я прочитал об очень интересном африканском поверье, связанном с сурикатами. В соответствии с ним, зверьков называют «солнечными жрецами». И не только потому, что они любят нежиться на жарком африканском солнце. Сурикаты часто встречают рассвет у входа в свою нору, стоя на задних лапах, выпрямившись и опираясь на хвост. По этой причине считается, что они прогоняют «лунных дьяволов» (вероятно, в роли лунных дьяволов выступают различные рукокрылые, которых в Африке более чем достаточно) и защищают селения людей и их скот от «нечистой силы».

Поэтому я изобразил суриката встречающим восход солнца. Отсюда родилось название «Почитатель солнца».

Artifex: Еще хотелось бы подробнее узнать о скульптуре «Высшее общество». Как у вас родилась такая необычная метафора?

Вы правильно отметили - это именно метафора. Мне хотелось воплотить в этом образе и притягательную красоту, и замаскированную опасность.

 

Artifex: Почему у героини нет рта?

У нее нет рта, потому что он ей не нужен. Ее поза и атрибутика, которая присутствует в этой скульптуре, говорят сами за себя. Это собирательный образ, я хотел передать какое-то общее ощущение. Возможно, показать некое притворство, которое существует в обществе и в некоторых людях. Часто за внешним лоском может скрываться что-то жалящее и ядовитое.

Все свои работы я отдаю на суд зрителям, возможно, они увидят там что-то свое, сокрытое даже от меня. Автор всегда приоткрывает только часть смысла, вложенного в произведение. Остальное додумывает и раскрывает для себя зритель. Смысл работы художника/скульптора - подарить каждому человеку свою индивидуальную историю.

Artifex: А в каком возрасте вы сделали свою первую скульптуру?

В детстве я ходил в художественную школу №14, которая находится в Красносельском районе Санкт-Петербурга. В ней одним из предметов была лепка. Правда, в то время она меня не очень воодушевляла - возраст был совсем не для творческих порывов, я тогда учился классе в пятом...

Мы пробовали лепить в основном из зеленой глины, а для одной из отчетных работ нам дали попробовать белую! Она была совсем другого качества, чистая, без примесей, с ней было приятно работать. Я слепил двух быков (по-моему, как раз наступал год Быка), один был в кепке, другой с ирокезом... :) Я так хорошо запомнил их, потому что они еще лет 10-15 стояли на кухне у мамы. Наверное, это и были мои первые творения!

Artifex: Теперь вы стали профессиональным скульптором. А как вы считаете, востребована ли профессия скульптора в современном мире?

Сложно зарабатывать творчеством, и это не секрет. Наверное, эта профессия востребована в определенном секторе. Скульптура - это ремесло, которое заключает в себе душу автора, порой его «пот и кровь». Для тех, кто это понимает, кто не разучился видеть красоту, эта профессия, конечно, востребована. А для тех, кому всё равно, придумали 3D-принтеры. :)

Artifex: Я знаю, что у вас есть «главный вдохновитель». Расскажите немного о ней.

Это моя любимая супруга. Её зовут Анастасия, она - моя главная поддержка и человек, который дает мне заряд творческой силы, если так можно сказать. Она очень любит искусство и интересовалась им еще задолго до нашей встречи.

Анастасия родом из Одессы, мы познакомились с ней там и с тех пор не расстаемся! Встретив ее, я сразу понял, что это мой человек, можно сказать, мы друг друга притянули!

Artifex: И наш традиционный вопрос: что может заставить вас улыбнуться, когда грустно?

Конечно же, близкие мне люди: родные и друзья! Когда ты чувствуешь, что не один, совсем не хочется грустить!

Artifex: Глеб, спасибо огромное за такую интересную беседу и за позитивный настрой, который вы подарили нам и нашим читателям!

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика