Волшебница-природа – большая любительница тайн. Какие-то из ее «секретов» люди разгадали уже давно, другие до сих пор не дают покоя пытливым умам. И среди них - стекло, материал, казалось бы, давно известный, изученный, широко применяемый в самых различных сферах деятельности человека, не перестает удивлять своими все новыми возможностями.

Не будем углубляться в научные и технические «дебри», где без линз-микроскопов-телескопов просто не обойтись. Остановимся на простом и посмотрим, как делается то, что нравится и понятно всем – художественные стеклянные изделия. Вездесущий интернет предоставляет такую возможность и приглашает на виртуальную экскурсию в мастерскую американского художника по имени Джек Стормс (Jack Storms). Ну, вот, прямо сейчас и погрузимся в мир прекрасного…



Правда, «мир прекрасного» от Джека Стормса скорее напоминает мини-цех какого-то современного производства, а не богемную мастерскую художника. Конечно, никто не рассчитывал увидеть мэтра в широкой бархатной блузе с бантом, но очень серьезный молодой человек с линейкой в руках, который что-то измеряет, чертит, пилит, - это тоже как-то не очень вписывается в образ творца. Но таково современное искусство. И особенно то, которым занимается Джек.

Здесь мало только полета фантазии и творческого вдохновения. Он создает свои потрясающие по красоте произведения из необычного стекла, которое по своим художественным «параметрам» превосходит знаменитое муранское и богемское. Все дело в том, что дихроическое стекло – а это с ним работает мастер – не варят, как это происходит обычно, а холодным способом «склеивают» под воздействием вакуума кристаллы кварца и окиси различных металлов. Благодаря этому оно переливается под лучами света всеми цветами радуги. Хотя нет, тут мы слегка слукавили - дихроическое стекло содержит в себе куда больше цветов – до 45! Интересно, что создатели этого фантастического материала совсем не имели в виду его художественную ценность. Изобретение серьезных ученых из НАСА предназначалось для спутниковой оптики и щитков космических скафандров. И вот эту космическую «холодную» технологию изготовления стекла использует Джек.

 

Кроме цвета в его работах поражают красота и гармоничность формы, а они не возникают сами по себе. И здесь становится понятно, почему мастер не расстается с линейкой и постоянно делает наброски каких-то чертежей. Дело в том, что другая сторона медали творчества художника – это точный расчет. И для этого ему пришлось освоить такие далеко не «азы» математики, как принцип золотого сечения и последовательность чисел Фобиначчи.

Но и это еще не все. Дихроическое стекло очень твердое, и чтобы придать ему даже самую простую форму нужно приложить серьезные физические усилия. Конечно, о «больших формах» в таком случае речь идти не могла, так как не было технологии обработки такого материала в «непроизводственных» условиях. Но Джека это не остановило, и он разработал специальный станок, на котором сейчас может вырезать любые формы.

Восторженные зрители называют Стормса «Повелителем радуги», «Цветовым волшебником», «Магом оптических иллюзий». Красивые и, безусловно, заслуженные эпитеты, без которых не обойтись, говоря о произведениях этого замечательного художника. Но есть и другие, не такие возвышенные, но не менее ценные для творческого человека. Труд, упорство, поиски нового, изобретательность – наверное, без всего этого мы «недосчитались» бы очень многого в копилке искусства.