Его жизнь могла бы стать основой для увлекательных приключенческих романов, а его работы и по сей день удивляют своей смелостью. Константин Бранкузи (Constantin Brâncuși) стал настоящей путеводной звездой для скульпторов и художников авангарда.

Еще будучи обычным румынским подростком, он познакомился с глиной, затем окончил художественную школу Крайова и отправился в Бухарест покорять Школу изящных искусств. Но и этого ему показалось мало: в 1902 году он своеобразно повторил подвиг Михаила Васильевича Ломоносова и пешком, с одной котомкой, добрался до Мюнхена, а в 1904 году – до Парижа.

 

Говорят, что в жизни каждого настоящего гения есть место для поворотной точки, и если это так, то искать ее надо именно в столице Франции. Подобное притягивает подобное: два месяца Константин Бранкузи был ассистентом Огюста Родена и ушел, сказав, что под большим деревом ничего не растет.

Как многие до и после него, Бранкузи начал поиски собственных манеры и стиля с реализма. Но работы этого периода, вообще, мало кому известны, и даже искусствоведы вряд ли припомнят что-либо из ранних творений мастера. Не удивительно, что многие художники и скульпторы того времени приходили к авангарду, однако то, что сделал Константин, до сих пор поражает знатоков и любителей.

Несмотря на то, что «реалистичного» Бранкузи практически не знают, его «архаика» и «авангард» известны всему миру. Сам скульптор, впрочем, не относил себя к авангардному течению. С его точки зрения, он не уходил от реализма, скорее – переосмыслил его:

«… То, что они называют абстрактным, — это то, что наиболее реально. Не внешний вид, но идея, суть вещей»

Одной из первых работ, которая произвела фурор, считается «Поцелуй» (The Kiss). Скульптура представляет собой массивную известняковую глыбу. В ней намечены влюбленные – единое целое, где двое становятся одним. Самое важное здесь не внешняя красота, а внутреннее содержание. Шершавая поверхность камня в сочетании с узнаваемым образом не зря по сей день завораживает зрителей: схематичность фигур и объемные формы стали основой для авангардной скульптуры в Европе.

 

 

Бранкузи не ограничивался камнем при выборе материала. Скульптор всю свою долгую жизнь работал над несколькими выбранными темами, воспроизводя уже созданные в других материалах модели. Так, образ нежной и кроткой «Мадмуазель Погани́» (Mademoiselle Pogany), уже исполненный в бронзе, повторяется неоднократно, в том числе — в белом мраморе. Но эта серия напоминает о «Поцелуе» только лаконичностью: геометрические формы округлы, а поверхность хорошо отшлифована.

 

 

Самым ярким и смелым произведением скульптора по праву считается скандальный «Портрет княгини Бибеско», который позже был больше известен под названием «Княгиня Х» (Princesse X). В общих формах угадывается женский бюст, но эту примечательную работу встретили неоднозначно. На современников она произвела неизгладимое впечатление, в том числе на будущего друга Бранкузи – композитора-авангардиста Эрика Сати. Французским правительством даже было запрещено выставлять ее в «Салоне Индепендент» в 1920 году. Но скульптор не отрекся от своего творения и даже повторил его в металле.

 

 

Константин Бранкузи, доживший до 81 года, успел не только поработать над несколькими камерными сериями, но также создал ряд монументальных произведений в городе Тыргу-Жиу в Румынии. Одна из его работ этого комплекса называется «Врата поцелуя» (The Gate of the Kiss), она исполнена в камне. Почти тридцать лет разделяют «Врата» и «Поцелуй», но общая простота и органичность этих форм подкупают смотрящего.

 

 

Наверное, поэтому вот уже много лет «Врата» служат местом паломничества влюбленных со всей страны: считается, что браки, заключенные возле них, непременно бывают счастливыми. Неизвестно, чего желал для своих произведений малообщительный и неразговорчивый скульптор, но признание, которое они получили, говорит лишь об одном – о таланте мастера.