Если, прогуливаясь по улицам великолепной Праги, вы вдруг увидите человека, висящего на стальной мачте прямо над мостовой, не торопитесь звонить в местное МЧС. Также не стоит смущенно отворачиваться, когда вдруг средь бела дня, можно сказать, в самом центре просвещенной Европы, вы заметите двух мужчин, которые делают то, что – увы!- неизбежно приходится делать всем после выпитого в большом количестве замечательного чешского пива. Ну, и, конечно же, не впадайте в панику, ваша крыша никуда «не уехала», потому что этот лихой всадник действительно сидит не на спине, а на животе своей лошади!




Таких скульптурных «сюрпризов» в древней Праге предостаточно, и, вероятно, со временем их будет еще больше, потому что их создатель – чешский скульптор Давид Черны (David Černý) – еще достаточно молод (ему нет и пятидесяти), полон энергии, творческих замыслов и что самое главное - желания продолжать шокировать окружающих своими эпатажными работами.

Во всяком случае, до сих пор ему это удавалось. А иначе как объяснить то, что возле торгового центра Quadrio, который находится прямо над станцией метро Národní třída, постоянно толпятся многочисленные туристы? Сюда их привлек отнюдь не шопинг, а огромная голова Франца Кафки, которая постоянно трансформируется буквально на глазах изумленной публики. Явление, прямо скажем, как раз в духе этого абсурдного писателя!

Необычная скульптурная композиция стала данью признательности чехов своему гениальному соотечественнику. И данью, надо заметить, недешевой: пражскому муниципалитету этот скульптурный изыск обошелся в 30 миллионов крон.

Но заплатить было за что. Десятиметровая скульптура весит более 45 тонн. Она собрана из дисков, сделанных из отполированной нержавеющей стали. Но фишка не в этом, в истории были и более масштабные головы. Но взять тех же сфинксов – они веками неподвижно возлежат в пустыне, а голова писателя находится в постоянном движении.

Все дело в том, скульптура буквально «нашпигована» различным электрооборудованием, одних проводов на ее создание ушло более километра. Невидимая глазу техника заставляет диски вращаться, фрагменты скульптуры расползаются в разные стороны, придавая голове совершенно сюрреалистический вид. Причем таких трансформаций несколько, они происходят в определенном темпе, ритме и последовательности, которые, кстати, могут меняться. А если учесть, что вечерами это действо сопровождается иллюминацией, то не удивительно, что некоторые зрители впадают в легкий транс и подолгу не могут оторвать глаз от постоянно меняющей свои очертания головы. Но может быть, что все гораздо проще – они просто не успевают разглядеть настоящее лицо писателя и ждут тех периодически повторяющихся трех секунд, когда стальные черты приобретают портретное сходство.