Колыбель цивилизации, Древняя Греция, помимо многих наук, ремесел и технологий дала нам отправную точку в культуре. Веками мы принимаем совершенные формы героев античной скульптуры и белизну их гладкой мраморной поверхности за эталон красоты.

В эпоху Ренессанса художники немало сил потратили на то, чтобы подражать античным шедеврам в собственных творениях. Даже сегодня мы ожидаем, что классическое, столь древнее искусство должно быть чистым, без лишних прикрас. Но Винсент Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) провел более двух десятилетий, доказывая, что мы не правы.

Его исследование включает в себя использование сразу нескольких высокотехнологичных методов, призванных раскрыть и представить публике первозданный вид древних произведений искусства. Поразительно, чего могут достичь технологии! Бринкманн, археолог по образованию, не был первым, кто заметил, что древние скульптуры имеют вкрапления цвета. Но именно он решил использовать широкие научные знания для его воссоздания.

 

Арсенал исследователя среди прочих инструментов включает в себя рентген, инфракрасную спектроскопию и ультрафиолетовый анализ. За подробным изучением первоначальных цветов на том или ином шедевре следует создание его окрашенной копии. С 2003 года реплики древних работ путешествуют по миру с весьма популярными выставками, демонстрирующими истинный лоск античности.

Ложная уверенность в том, что античные скульптуры были белыми, пошла из Ренессанса, когда многие экземпляры древнего искусства и были обнаружены. Уже тогда прошедшие века успели стереть краску, а, поскольку обнаружить ее в то время было не по силам никому, белоснежность статуй была принята за эталон. Искусствоведов того времени нельзя обвинить в сокрытии такой важной детали, как наличие цвета в арсенале античных скульпторов, в отличие от специалистов нашей эпохи.

Еще в начале двадцатого века стало известно, что древние скульптуры покрывались краской. Этому факту пришлось противостоять всем устоявшимся европейским канонам культуры, вековым знаниям об искусстве, и, что закономерно, традиция взяла верх над истиной.

Исторически цвет всегда был показателем статуса, он обладал символическим смыслом, подобно тому, как сейчас красный в одних культурах означает празднество, а в других — траур. Определенно, с античностью мы связываем белый цвет. В данном контексте обилие ярких оттенков кажется нам безвкусным, почти вульгарным, ведь античность просто обязана нести в себе благородство, чистоту, достоинство.

Однако если нашему современному взгляду многоцветие может показаться пошлым, в Древней Греции оно было истинной роскошью. Рабы носили грубые одежды из неотбеленной и неокрашенной ткани. Люди повыше уровнем могли позволить себе «недорогие» цвета, а богачи вовсе не ограничивали себя в выборе. Использование цвета даже регламентировалось законом. Например, успешный торговец смог бы заказать одежды фиолетовых и синих оттенков, но за это он... тут же был бы казнён.

 
Скульптура. Vinzenz Brinkmann

Точно так же обстояли дела со статуями: исключительно достойные люди не только могли себе позволить, но и имели право тратить деньги на яркие статуи и прочий разноцветный декор. Сегодня же любой пигмент настолько дешев, что мы пресытились яркостью и возвели в высший ранг белый.

Специалисты отмечают, что в некоторых древних скульптурах цвет имел особенно важную роль, ведь только он мог свидетельствовать о социальном статусе запечатленного в мраморе человека или божества. От того, как именно прорисованы детали его одежды, сандалии, лошадь, зависела вся суть произведения. Но даже если не принимать во внимание эти моменты, остается главное. Сегодня белый носит для нас оттенок божественности, подчеркивает отдаление от земной суеты и быта. Такую ассоциацию западная культура сохранила для нас, оглядываясь на белоснежную античность.

Иронично, но сама античная культура, с помощью цвета делала божество более человечным и тем самым приближала его к нам.

 

Несмотря на многочисленные исследования, есть и другой взгляд на идею цвета в античности. Многие искусствоведы резонно задаются вопросом: как скульпторы, великие в своем мастерстве настолько, чтобы из куска мрамора создавать прекрасные произведения, могли быть столь бедны в художественных навыках? Если же они действительно раскрашивали свои работы, то современное воссоздание оттенков далеко не точное, ведь многие пигменты во времена античности еще даже не были изобретены.

Так или иначе, утверждение, что древнегреческая скульптура была цветной, переворачивает понятие классики буквально с ног на голову. Сегодня нам предоставляется возможность увидеть античное искусство с двух разных позиций, но какая из них подлинная — еще предстоит выяснить.

 


По материалам
http://hyperallergic.com/
http://moco-choco.com/