Сначала они были спецодеждой американских грузчиков, затем на них обратили внимание золотоискатели и ковбои, позже – фермеры. На пике «золотой лихорадки» они стоили 1,46$, а гораздо позже, в Советском Союзе за джинсы могли продать собственную душу. Теперь их носят все – от политиков до бомжей. И еще их рассматривают наравне с Мона Лизой, потому что художник Ян Берри (Ian Berry) aka Denimu догадался делать из них картины!

«Это материал, который одновременно имеет большое значение лично для меня, но также вездесущ – для него не существуют границы, расы, возраст, социальное положение и время. Он соединяет нас с прошлым и друг с другом», - комментирует он.

 

В эпоху всеобщего «равенства» (нет, мы говорим не об СССР, а о «здесь и сейчас»), когда телефоны – безликие и минималистичные прямоугольники - одинаковы у всех и каждого, когда банка «Колы» является символом эпохи, а другая банка, супа Кемпбелл, висит в музее и стоит космических денег, «джинсовые картины» - это стопроцентное попадание в яблоко! Джинсы знают, носят и любят даже в нищем Бангладеше (где частенько и производят), не говоря уже о циничном цивилизованном мире.

«Изначально я обратил внимание на художественные возможности, предлагаемые глубокой и разнообразной текстурой ткани, позже я заинтересовался историей Denim. Историей, которая бежит рядом с современной историей человечества. Это материал, который изобилует двойственностью и смыслами. Он сам является символом, как эгалитаризма, так и материализма. Это - отражение мира, в котором мы живем», - поясняет Ян.

Невероятно, но Ян Берри создает не просто вычурную абстракцию, а полноценные реалистичные работы! На его полотнах (причем, в прямом смысле слова, так как сделаны картины на новеньком куске джинсового полотна) изображены зарисовки из обычных будней: парень с девушкой в кафе, в метро, в парке. Это также могут быть настоящие портреты – от неизвестных моделей до Мэрилин Монро и Марлона Брандо; а ещё - городские пейзажи.

Техника, в которой работает художник, называется пэчворк (от англ. рatchwork), и имеет огромную историю. В России больше прижился термин «лоскутное шитьё». Суть работы заключается в том, что ткань разрезается на полоски и квадратики разной величины, тщательно подбирается по цвету, а затем в дело вступает старая добрая аппликация – автору нужно приклеить тот или иной фрагмент в зависимости от художественного замысла. Ян не выбрасывает ни одного кусочка ткани. Самые мелкие части идут на создание окружающей среды – кустарников и деревьев, например.

 

Первая же выставка художника прошла «на ура». Сейчас его иллюстрации выставляются в галереях Швеции, Португалии и в Соединенном Королевстве. Известные издания - Playboy, Metro International, Nylon, Juxtapoz, Seven Jeans, Elle, Trend Hunter – частенько выходят с фотографиями работ Яна Берри на обложках или с его интервью внутри. А ещё бренд Ray Ban выпустил эксклюзивную серию «джинсовых очков», вдохновившись талантом Берри. Как видите, он - не выскочка-аутсайдер, а самый настоящий «маэстро цвета индиго».

Вам наверняка интересно, как Ян «докатился до такой жизни»? Однажды он разбирал старые вещи, приготовленные для благотворительности, и нашёл среди них любимые джинсы.

«Меня потрясла красота и море оттенков рваных, выцветших лоскутов ткани, которые так ярко контрастировали друг с другом. Я просто не мог расстаться с ними. Они были частью того, кем я был тогда, и кто я сейчас. Помню, это было время в моей жизни, когда я искал себя, и вдруг понял, что нашел то, что искал», - вспоминает он.

Так что перед тем, как относить на свалку или в ближайший приют свои вещи, приглядитесь к ним повнимательнее: быть может вы тоже найдёте своё призвание в какой-нибудь выцветшей тельняшке или борцовке?