Драматургия является одной из важнейших частей нашей культуры. Сегодня мы расскажем о великом русском писателе, который буквально прожил всю свою жизнь на сцене – об Александре Николаевиче Островском.

Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

 

 

Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Новаторство в драматургии

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. Демократизируя тематику, автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, более или менее тесно связанных с народом, но и поставил их в центр пьес как положительных героев. Жертвы произвола и насилия изображались и предшествующими драматургами, но именно в пьесах Островского эти жертвы выражают недовольство существующими общественными отношениями, стихийно протестуют против них, защищают свое человеческое достоинство. Народностью, человечностью идей и принципов его драматургия сохраняет актуальность и в наши дни. Она драгоценна для нас как демонстрация добра, справедливости, гуманности.

Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского.

 

 

Пьеса «Бесприданница»

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственной трагичностью: она первая умница и красавица города, но не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она - бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения.

У героини есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт кроется в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают её собственную судьбу.

Герои пьесы:

• Лариса Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.
• Сергей Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает.
• Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Самолюбивый и глуповатый человек.
• Харита Игнатьевна Огудалова - мать главной героини, вдова средних лет. Это бойкая, ловкая, хитрая и неглупая женщина. Она ищет для дочери Ларисы достойного, богатого жениха.
• Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга.

Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку читателей.

Произведения Островского на сцене

Малый театр. Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Сегодня, как и всегда, основную часть репертуара театра составляют пьесы Александра Николаевича: «Бесприданница» «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся!», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «День на день не приходится».

Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов, по просьбе того или иного актера театра.

МХТ. Ещё в самые первые годы своей жизни МХТ ставит «Снегурочку» А. Н. Островского (в 1900 году). Художественный театр увлекали идейная значительность классических пьес и предельная завершённость их формы, позволявшие вести актёров к новым вершинам мастерства.

МХАТ. Одним из творческих обновлений театра являлась постановка К. С. Станиславским в 1926 году и поныне сохранившейся в репертуаре МХАТ комедии «Горячее сердце». Этот спектакль был своего рода ответом великого режиссёра на попытки осовременить Островского, предпринимавшиеся в ту пору отдельными представителями, искажавшими произведения отечественной классики в футуристическом духе. Спектакль Художественного театра не перекраивал пьесы по прихоти и произволу режиссёра. Он утверждал живую силу его драматургии, не нарушая её внутренней логики, не навязывая поверхностной злободневности. Но в то же время театр увидел в этом спектакле Островского по-новому, и это новое восприятие было продиктовано живым и острым чувством современности.

Экранизации

Разумеется, сюжеты знаменитых пьес Островского легли в основу множества кинофильмов. Рассмотрим историю перехода «Бесприданницы» на экраны.

• «Бесприданница» немого кино, 1912 год. Первая экранизация произведения увидела свет всего через 26 лет после смерти ее автора. В 1886 году скончался Александр Островский, а в 1912 году российский режиссер Кай Ганзен снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла актриса театра и кино Вера Пашенная.
• Первая «Бесприданница» СССР, 1936 год. Следующей Ларисой Огудаловой была Нина Алисова, для которой эта роль стала дебютной. А вот режиссером был знаменитый Яков Протазанов, к этому времени снявший уже более сотни картин.
• «Жестокий романс»: классическая «Бесприданница», 1984 год. Фильм знаменитого Эльдара Рязанова. В главных ролях: Никита Михалков (Сергей Паратов), Андрей Мягков(Карандышев), Лариса Гузеева(Лариса Огудалова). После выхода фильма на экраны на Эльдара Рязанова обрушился шквал критики: режиссера обвиняли в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов. А вот зрители были иного мнения – по опросам журнала «Советский экран» «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года.

Памятные места

 

 

Дом-музей на Малой Ордынке. И хотя на Малой Ордынке будущий драматург прожил только первые три года своей жизни, здесь работает мемориальный музей А.Н. Островского (филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А.А. Бахрушина). А в 1953 году перед зданием на месте стоявшей здесь церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где крестили Александра, установили бюст писателю.

Кострома – малая родина писателя. Жизнь и творчество великого русского драматурга неразрывно связаны с костромским краем. В летние месяцы он все чаще стал приезжать из Москвы в Щелыково, проезжая через Кострому. О великом драматурге в Костроме напоминает многое. Любимым местом костромичей давно стала беседка Островского, построенная в 1956 году на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского кремля, на берегу реки Волги, откуда открывается завораживающий вид.

Считается, что Островский очень любил подниматься сюда и смотреть вдаль на прекрасную природу, на восхитительные пейзажи. Нельзя не упомянуть о гордости областного центра – красивейшем драматическом театре. В 1948 году в связи с 125-летием великого русского драматурга А.Н. Островского в его честь была названа улица, ведущая от центра к Ипатьевскому монастыря.

 


Авторы проекта: Изольда Смирнова, Елизавета Арзуманян и Даниил Галицкий