Алексей Никишин: анализ фотографий Ньютона, Брессона, Марч и Пенна | Artifex.ru

Алексей Никишин: анализ фотографий
Ньютона, Брессона, Марч и Пенна

Что отличает мировой шедевр от заурядного кадра? Какими приёмами пользовались признанные гении фотоискусства? А также − как правильно «играть» с простыми формами?

Об этом и многом другом мы расскажем вам в этой статье!

 
Фото © 1981 Хельмут Ньютон

1. Перед вами снимок Хельмута Ньютона (Helmut Newton) − девочка и собачка на природе. Красиво. «А что красивого?», − спросите вы. Давайте попробуем разобраться вместе.

Красивого здесь много чего! Перед вами задачка по композиции для первой недели курсов фотографии (хороших).

Здесь все построено на подобии форм и их повторах. Обратите внимание, например, на силуэт собаки. Он зеркально отображает купальник женщины и вторит ей целиком (собака той же формы, что купальник и женщина). Это называется подобие по форме.

А если мысленно собаку (или женщину) провертеть вокруг оси, то получатся цветы, которые разбросаны по всему кадру.

А вы можете снять рекламу купальника так, чтобы кроме девушки в кадре была еще и гармония элементов из обычной окружающей нас реальности?

Вот такой Ньютон молодец! Внимательный. :) Еще раз скажу, что это лишь мои заметки — может, здесь совсем всё и не так.

* * *

Фото © 1961, Анри Картье-Брессон

2. Перед вами снимок Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson), прекрасного французского фотографа. Боевой клич всех его российских коллег: «Хочу, как Брессон!». Давайте разберемся, как тут устроена «красота», и как снять также.

Кто на снимке? «Конечно же, это Альберто Джакометти», − скажете вы. Он известный скульптор и художник, лицо которого знакомо всем с детства, так как украшает купюру в 100 швейцарских франков.

Что хорошего в снимке, кроме Брессона и Джакометти? В сегодняшней культурной парадигме этого, казалось, было бы достаточно для отличного фото! А нет! Здесь есть еще кое-что – супергармония. Давайте разберемся. Брессон − внимательный фотограф, он подсмотрел, что Джакометти немного шершаво-фактурный (взгляните на его лицо и волосы).

Что делает Брессон? Он ставит героя на фактурный фон, сует ему мятые газеты подмышку, мнет и шершавит его пиджак − и супергармоничный кадр готов. «А как же живой репортаж?», — спросите вы. Правильно, вот тут сразу и начинается «живой репортаж»! А, может, все было и не так, но вы теперь точно можете снимать, как Брессон!

Да, такое решение у этого фотографа вы отыщите еще в нескольких работах. Присоедините их к этому посту, если найдете! Вот такое вам задание.

* * *

Фото © 1966, Шарлотта Марч

3. Ах, какая красивая фотография! Красивая девушка, серьги, глаза и губы! О, да! Конечно! А при чем же тут фотография? Давайте разберемся вместе, чем она красива на самом деле, и в чём все её многочисленные клоны проигрывают.

Дали говорил: «Я пишу не девушку, а картину». Ведь девушка и картина – это разные вещи! Посмотрите внимательно на складки руки Даниэль Луна (девушка на фото). Они вторят полоскам на сережках, полоскам на бровях, полоскам− ресницам, полоскам фактуры на губах.

Теперь форма глаз: она зарифмована с формой губ, а также с «кружочками в кружочках» сережек и фигурой из двух пальцев. Расставленные же пальцы множественно повторяют форму бровей, линии губ (подчеркнутых снизу тенью), подбородка, верхних век и черных контраформ внутри сережек.

И конечно же, момент: только в этот момент серьги развернулись так, что всё стало в рифму. В сверхрифму или в сверхаккорд. Какая внимательная Шарлотта Марч (Charlotte March) (автор фотографии)!

В интернете вы найдете множество клонов этого снимка! По копиям он догоняет работу Ля Шапеля «Аманда Лепор и (её) арбуз». Фотографы, не поняв, в чем же тут действительно красота, копируют эту работу с завидным усердием!

А вы теперь знаете, как устроен этот кадр, и можете снять такой же.

* * *

Фото © 1966, Ирвинг Пенн, Sanny Harnett

4. Мы все слышали, что, мол, головы – руки − ноги на фотографии нельзя обрезать. А если уж обрезаем, так только в специальных местах. А тут, о, Боже − обрезанные глаза! Такого еще не было. Зачем ты так, Ирвинг? Это так же отвратительно, как в «Андалузском псе» у Бунюэля (это не название шоколадных конфет). Вы будете правы …или нет?

Эту фотографию, прежде всего, надо воспринимать как упражнение с простыми фигурами или геометрическими формами, если хотите. Сразу должны вспомниться супрематисты: Малевич, Кандинский, Пикассо. Центром Вселенной здесь, конечно, является белый рукав, который и занял весь передний план. На его фоне расположено все остальное. Вернее, все остальное – и есть фон.

В чем, собственно, состоит игра с простыми фигурами? Задача фотографа − составить из них композицию, которая будет гармонична и самодостаточна в своей раме. А откуда берутся фигуры? Это объекты из окружающей нас действительности: рукава, шляпа, лицо, губы и глаза. Но воспринимать их надо, разорвав семиотическую связь с самими предметами − просто как формы (пятна определенной яркости). Если именно так вы будете читать эту фотографию – сразу все встанет на свои места. Ирвинг Пенн (Irving Penn) именно такой! Итак, у нас здесь гармоничный баланс простых форм. Что чего уравновешивает − проследите сами.

Еще здесь Пенн применяет другое выразительное средство − подобие по форме. Вы заметите, что черные губы рифмуются с черной шляпой. Даже может быть с глазами. Но, эй! Зачем нужно было резать их?

Это самый главный вопрос этой фотографии! Мне кажется, вы уже догадались. Нет?

Тогда вот вам ответ – только так скадрированные глаза вторят этим сережкам! Посмотрите, там точная рифма: сережки = глаза!

И вот она − супергармония!

Потому что в снимке важны не «глаза – руки – губы», а всё вместе. И этим отличается Робот-любитель от Художника.
 


Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет v.2.0»

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика