Евгений Зайцев | Artifex.ru

Евгений
Зайцев

Советский и российский фотограф Александр Лапин говорил: «Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих». Этот профессиональный постулат сделал ориентиром в своем творчестве молодой фотограф из Мурома Евгений Зайцев.

На счету Евгения многочисленные профессиональные конкурсы и награды. А совсем недавно фотограф стал одним из победителей конкурса The Best of Russia 2015. О том, каким был путь к успеху, с чего все начиналось и как изменялось, у Евгения узнала корреспондент Artifex Кюбра Икинджи.

 

Artifex: Ваша работа «Млечный путь на Коба-Кая» стала победителем конкурса The Best of Russia 2015. Мы посещали выставку на Винзаводе и остались под большим впечатлением! Расскажите, как было принято решение участвовать в конкурсе?

Очень приятно знать, что вам понравилась фотография! Я на протяжении трех лет принимаю участие в The Best of Russia, доходил до финала, но на экспозицию мои работы не попадали. В 2013 году я задумался над тем, чтобы принимать участие в проектах, связанных с фотографией. Посчитал: мне есть что показать. В один из вечеров сел за компьютер и стал гуглить все, что касается конкурсов. Нашел несколько, в числе которых был «Лучшие фотографии России» и одна биеннале современной фотографии от Русского музея. На конкурс моя работа попала, а вот в The Best of Russia дальше финала я не прошел. В 2014 году история повторилась, а в следующем году моя работа попала на выставку «Лучшие фотографии России 2015».

 

 

Artifex: Я знаю, что вам пришлось много потрудиться, чтобы застать желанное природное явление. Расскажете нашим читателям историю создания своей работы?

Все началось в августе 2014 года. Тогда я решил поехать в Крым, чтобы отдохнуть и пополнить альбом новыми фотографиями. Я был наслышан о красивых ландшафтах Нового Света, просмотрел множество работ других фотографов, и мне очень хотелось видеть эти места на своих снимках. Самым впечатляющим местом был грот Голицына – огромная пещера, скрывающаяся от туристов за выступом горы Коба-Кая. Я был поражен масштабами и красотой, открывшейся глазу. Решил, что непременно сниму это место ночью. На южной стороне Коба-Кая находился «небольшой пятачок», с которого можно было сделать отличную панораму. Но гора была в двух метрах от камеры, и несколькими кадрами нельзя было обойтись. Моя попытка сделать этот снимок так, как я его представил, в тот день не удалась. Причиной стало отсутствие большого опыта панорамной съемки, да и штатив не был приспособлен для этого. Самое обидное: ночью в августе центр галактики Млечный Путь уже скрывался за мысом Капчик. Уже тогда я понимал, что единственно возможный месяц для съемки задуманной композиции – июль. Подготовившись, я вернулся в Крым в июле 2015 года. Я дождался момента, когда галактика будет строго над головой, тогда и приступил к съемке сферической панорамы. Меня композиция очень порадовала и впечатлила, и я рад тому, что она впечатляет других.

Artifex: Ваши фотографии природы действительно потрясающие. Как в вас проснулась такая любовь к естественным красотам?

Спасибо! Я с детства посещал художественную школу, учился в университете на факультете искусств и художественного образования. Интерес начал просыпаться именно в студенческие годы, когда я стал больше наблюдать на природой. Наблюдение – главный урок для художника. Оно помогает понимать и чувствовать.

Artifex: Что на фотографиях для вас самое главное? На чем обычно предпочитаете делать акцент?

Я стремлюсь передавать состояние природы в сочетании с хорошей композицией. Для меня важны эмоции, которые я вкладываю в снимок. В кадре особое внимание уделяю звездам. Мне очень интересно, как то или иное место будет выглядеть ночью.

Artifex: В феврале во Владимире прошла ваша персональная выставка «Пока все спят». Расскажите, в чем заключалась концепция мероприятия.

Выставка прошла успешно, если судить по количеству посетителей. Экспозиция была посвящена тому времени суток, когда многие из нас предпочли бы остаться дома в постели, а не лазать по горам и лесам. Те пейзажи, которые были представлены на моей выставке, невозможно увидеть невооруженным взглядом. Только современные цифровые камеры и возможность работы с исходными файлами помогают фотографам увидеть то, чего наши глаза видеть не могут. Помимо художественного аспекта, я упомянул об экологии. Конечно, смог различных цветов на ночном снимке и может выглядеть «интересно», но нужно стремиться к ясному небу над головами.

Artifex: Как проходила подготовка к выставке? Что запомнилось больше всего?

Выставка прошла в феврале 2016 года, а подготовку я начал в сентябре 2014. Тогда я был одержим идеей сделать что-то незабываемое. Откладывал деньги на оформление работ и думал, где поместить композицию. В течение месяца в Москве мне оформляли фотографии в пластификации. Я стал ждать своей очереди на помещение. За это время, а прошел без малого год, у меня появились новые работы и изменились взгляды на старые фотографии. За неделю до выставки я принял решение напечатать фото на матовой бумаге с накаткой на пенокартон. Я переживал, что не успею к назначенной дате, но фотолаборатория все сделала быстро. Привез фотографии за пару дней до события, и тут куратор выставки спросила меня: «А где пластификации?» Я объяснил, что фото слишком «капризные», и я не думаю их выставлять. Но все же выставил некоторые фотографии, оформленные под акрил. Поэтому посетители выставки могли обнаружить, что некоторые из работ дублируются.

Artifex: Каждая ваша работа очень необычна. С помощью каких инструментов вы создаете свои фотографии? Каков ваш секрет идеального фото?

В первую очередь, камера и объектив. Сейчас на рынке множество зеркалок и беззеркалок, поэтому важно не запутаться и выбрать действительно нужное. В моем рюкзаке не топовый сейчас Nikon D800, который все равно остается актуальной, сильной и надежной камерой, и сверхширокоугольный объектив Nikon 14-24mm. Также штатив, пульт дистанционного управления, несколько фильтров, нодальная рейка и прочие мелочи. К списку инструментов можно отнести и софт от Adobe. Я думаю, в наше время это никого не удивляет. Все прекрасно знают, что топовые фотографии не появляются на свет без обработки в редакторе. Что касается идеального фото, то мои взгляды часто меняются. Я постоянно пытаюсь что-то улучшить, довести до ума и в съемке, и в композиции, и в обработке. Меня устроит такой вариант, в котором нет секрета идеального фото, чтобы не было слишком просто. ;)

Artifex: Я знаю, что вы очень много путешествуете по России. Куда вы отправились в первую поездку? Как это было?

Самая первая серьезная поездка была на Украину, где я работал около месяца в Свято-Вознесенском Банченском монастыре рядом с городом Герцы. В августе 2011 года мы с друзьями отправились в Кронштадт на роспись барабана в Морском соборе. Каждый день мы ездили из Санкт-Петербурга на остров, и я любовался Финским заливом, мелкими островками и вечерним городом. Я уже занимался различными экспериментами с фотографией и мечтал о зеркальной камере. Вернувшись домой, первым же делом осуществил мечту.

Artifex: Какие уголки необъятной страны − самые любимые? Какие еще хотите посетить?

Как вы точно заметили, наша страна такая необъятная, что стоит изучить ее всю прежде, чем выбрать самое любимое место. По духу мне ближе всего горы, поэтому есть большое желание побывать в Забайкальском крае и на Кавказе.

Artifex: Наверное, первое, что вы собираете с собой в путешествие – техника. А помните, каким был ваш первый фотоаппарат?

Да, конечно! Это была обычная мыльница от Sony. Позже я отдал ее своим родителям. Как мне кажется, они до сих пор ей пользуются. С этой камерой я экспериментировал с HDR, 3D-фото и панорамами, но на съемку при недостаточном освещении она не была способна совершенно.

Artifex: Небо на фотографиях завораживает. Когда смотрите на звезды в ночи, о чем думаете?

В самом начале съемок я испытывал дискомфорт и стресс под звездным небом. Представьте, вы стоите в кромешной тьме, рядом с вами нет ни души, а вокруг слышатся непонятные шорохи. До ближайшего населенного пункта минимум пять километров. В первые минуты в этой обстановке хочется поскорее бежать домой. Нужно привыкать, и со временем становится ясно, что ночь не опаснее дня. Сейчас я думаю о том, как наши проблемы незначительны по вселенским меркам, как хочется видеть глазами так же, как камерой. Именно эти мысли порождают эмоции, а эмоции становятся основой для будущей фотографии.

Artifex: Как выбираете места, которые хотите поймать в объективе камеры?

Все начинается с дневной прогулки по той территории, где собираюсь снимать фото. Иногда может приглянуться какой-либо предмет ландшафта. Иной раз еще проще: нравится локация, хочется просто снять ее целиком, чтобы посмотреть, как это выглядит в ночное время. Бывает, что идея для композиции появляется сама собой и часто не связана с тем, что уже было запланировано.

Artifex: Ваш самый первый снимок – какой он? Храните ли вы его до сих пор?

Самый первый снимок я очень хорошо его помню. И помню, как удалил его в первую же секунду просмотра на компьютере. Это был невероятно недоэкспонированный снимок. Если говорить о первой адекватной фотографии, то я снял ее спустя месяц своих экспериментов. На ней изображена Спасо-Преображенская церковь во Владимире. Снято с выдержкой в 1.5 часа, и это был первый удачный снимок со звездными следами.

Artifex: Как со временем менялось ваше творчество и вы сами?

В начале творчества я ставил под сомнение авторитеты и не желал использовать опыт других фотографов. Мне просто хотелось делать «безумные фоточки». Первые полгода я вообще ничем и ни с кем не делился. Но потом начал выкладывать фото в социальные сети, и мне нравилось, что люди проявляли интерес к снимкам. Замечания и критика меня расстраивали, но я понимал, что люди в чем-то правы. Я стал регистрироваться в социальных сетях для фотографов, смотреть и читать о том, как снимают другие. Я понимал, в чем допускаю ошибки, но в то же время не знал, как их исправить так, чтобы не «закопать» свои идеи. Месяц за месяцем я что-то добавлял в фотографии, от чего-то избавлялся. Думаю, что так и будет постоянно. Вместе с фотографом развивается все направление в целом.

Artifex: Традиционный вопрос от Artifex: что способно поднять вам настроение?

Музыка, успех на работе, в творчестве, в делах. Хорошее настроение близких и друзей, интересные предложения и новое фотооборудование – много всего. :)

Artifex: Спасибо за интересную беседу!

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика