Что мы вспоминаем, когда слышим о таком направлении в искусстве, как сюрреализм? В первую очередь, творения Сальвадора Дали, конечно. Если говорить о кинематографе, то работы Линча или Шванкмайера. А что насчёт фотографии? И здесь есть свой пример талантливого воплощения самых смелых идей и фантазий в жизнь! Знакомьтесь: Саролта Бан (Sarolta Bán), жительница Будапешта, столицы Венгрии.

Она не любит рассказывать о себе и предпочитает, чтобы фотографии «говорили» за неё. Творчество Саролты строится сплошь на парадоксах и фактах, и первая мысль о них − «Не может быть!».

 

Итак, парадокс первый: фотография для девушки не профессиональная деятельность, а увлечение. До начала создания фотошедевров Бан занималась ювелирным дизайном, с цифровой фотографией она познакомилась только в 2007 году. Наверное, навыки ювелирной работы и помогли ей с такой непревзойдённой точностью работать в фоторедакторах.

Парадокс номер два: художница никогда не пользовалась профессиональными камерами. По её мнению, для создания красивого кадра не обязательно иметь идеальную и уникальную фотографию. Вот он – пример, доказывающий любимое изречение множества пользователей социальных сетей − «Красота в простоте».

Тем не менее, красота требует жертв, и главная жертва на пути к сюрреалистичным картинам – время. На одну фотоманипуляцию у художницы уходит от двух часов до нескольких дней непрерывной работы со слоями, кривыми и прочими важными нюансами. Кстати о слоях: их число при редактировании может достигать сотни! Такой вот «слоёный пирожок» получается.

А вот что говорит сама Саролта об идеях для фото:

«Я люблю обыденные предметы и, комбинируя их, создаю собственные истории и придаю им своеобразность. Я хочу, чтобы значение моих фотографий никогда не сужалось до одной темы. Чтобы эти фото были открыты для всех, и чтобы каждый зритель мог воспринимать их по-своему».

И действительно, каждая работа Бан отправляет воображение в полёт. Заставить зрителя думать – на это и направлен сюрреализм. Каждая картина – отдельная сцена из чьего-то сна или самостоятельная история, ожившая благодаря Саролте.

Вот дом в виде фотоаппарата – символ найденного пристанища. А вот одинокая мартышка, сидящая среди множества стульев. Сразу вспоминается басня «Квартет» Крылова, только остальные её участники – оркестранты − скрылись где-то в тумане.

 

Сюрреалистичное искусство этого фотографа обладает также и спасительной силой. На официальной странице Саролты в Facebook запущен проект Help dogs with images, который помогает искать хозяев для бездомных животных. Всё просто: пользователи загружают фотографию собаки из приюта, а Бан превращает грустный фон в необычайный сюрреалистичный пейзаж. Таким образом несколько животных уже нашли свой дом.

 

Кроме того, фотоиллюзии художницы (с её разрешения, конечно) используются в качестве обложек для музыкальных альбомов, книг, а также театральных брошюр. Помимо этого, недавно был выпущен целый календарь Animal Tales.

Европа и Япония уже насладились работами Саролты Бан на выставках. Остаётся надеяться, что экспозиция талантливого фотографа когда-нибудь появится и в российских галереях.