Кацусика Хокусай | Artifex.ru

Кацусика
Хокусай

Когда мы говорим о Японии, то сразу представляем традиционную чайную церемонию, лицо утонченной гейши и пытаемся понять изысканное искусство страны восходящего солнца. Его богатая история создавалась многочисленными творцами, об одном из которых далее пойдет речь. Но прежде настоятельно советуем заварить кружку вкусного чая и не пугаться сложных слов. Поверьте, они будут проще, чем меню в японском ресторане.

Кацусика Хокусай (Katsushika Hokusai) – один из величайших художников Японии, который известен не только тем, что дал развитие новым направлениям искусства своей страны, но и страстью к постоянной перемене имен. За всю творческую деятельность мастер создал «коллекцию» из 30 псевдонимов.

 

Настоящее и малоизвестное имя художника – Токитаро. Так назвали его родители, о личных отношениях которых ходило много слухов. Авторитетный исследователь Мунесигэ Никадзима считал, что Никадзима Исэ не был настоящим отцом Токитаро. По одной из версий, мальчика отдали зеркальных дел мастеру для обучения ремеслу. Поэтому подрастающий художник стал увлекаться изобразительным искусством в шесть лет, когда помогал Исэ расписывать изделия.

Немного повзрослев, Токитаро устроился разносчиком в книжную лавку, уютно расположившуюся в районе Ёкомотё, и назвался Тэцудзо. Здесь юноша изучал китайский язык и постигал японскую грамоту. А через восемь лет он стал подмастерьем известного Кацукавы Сюнсё, и для Токитаро начался «Период Сюнро». Таким именем молодой человек подписывал свои работы в стиле укиё-э с 1778 года. Кацукава лично позволил помощнику взять этот псевдоним, потому что был благосклонен к трудолюбивому ученику, отменно выполнявшему самые сложные заказы.

Подающий надежды художник уже к 1779 году мастерски выполнил большую серию театральных портретов, а через десяток лет Сюнро ушел из школы, когда во главе мастерской встал другой ученик Кацукавы. Многие думали, что авторитетный Сюнро не смирился со второстепенной ролью и отправился в свободное плавание. Но по другой версии, художника изгнали за измену. Сюнро было тесно в рамках, установленных еще Кацукавой, и он понимал, что больше не может работать в традициях школы. С тех пор художник находился в поиске собственного пути, изучал искусство Кано и писал картины в китайском стиле.

После ухода из школы Сюнро столкнулся с первыми трудностями самостоятельного существования: он жил впроголодь, едва сводя концы с концами. Художник зарабатывал «на хлеб» мелкой торговлей и усиленно занимался живописью. В это время началось его развитие в качестве самодостаточного и профессионального художника. Он не собирался угождать запросам публики, требующей хлеба, зрелищ и картин в стиле укиё-э, и открыто заявил о том, что отныне будет вырабатывать индивидуальную манеру, бросая взгляд на японскую культуру через европейскую перспективу.

Надо сказать, что Сюнро добился успеха во всем, что планировал. Настоящий прорыв в сфере искусства он совершил, создав 15 выпусков «Манга», что в переводе означает «рисунки или зарисовки Хокусая». Каждое изображение рассказывало о городском быте и раскрывало особенности периода Эдо в Японии. «Манга» была для художника путевым дневником, в котором он описывал свои впечатления и мысли посредством картин. С 1878 года «Манга» считается уникальным памятником «золотого века» японской культуры.

 

Отлично получались у художника и суримоно – прообразы поздравительных открыток. На раннем этапе он создавал маленькие по размерам, но удлиненные суриномо, которые подписывал всегда по-разному: Хякурин Сори, Хякурин Хисикава или Могура Сюиро. Затем художник работал над длинными горизонтальными суриномо, и на этот раз он назывался Гакёдзином Хокусай.

Отличие всех открыток заключалось в усиленном внимании художника, которое он заострял на каждом изображенном человеке и окружающем его предмете. Персонажи выполнены так, словно мастер поймал удачный момент в объектив фотоаппарата. Люди «взаимодействуют» с природой, то щурясь на солнце, то поднимая руки в небеса. На суриномо с легкой подачи Хокусая появился интерьер, к изображению которого художник шел очень долго. Так он подготовил почву для становления себя как великого мастера, которого сегодня знают любители искусства по всему миру.

Псевдоним, под которым художник нам известен, происходит от названия сельского пригорода Токио, а «Хокусай» стало говорящим именем, и в переводе с японского означает «одержимый живописью».

Это сочетание слов закрепилось за мастером в 1807 году, когда он разменял пятый десяток лет. Тогда художник впервые подписался как Кацусика Хокусай под работами «36 видов Фудзи».

 

Эта серия состоит из 36 основных и десяти дополнительных гравюр по дереву, трудиться над которыми художник начал в 1830 году. Поверьте, после этих картин для вас больше не останется неизведанных сторон могучей горы Фудзи. Кацусика был уверен в том, что эта серия гравюр стала лучшим произведением, созданным за всю его долгую жизнь.

А то, как ему удавалось делать настолько детальные работы, и что помогло добиться ошеломляющего успеха в искусстве, Кацусика Хокусай объяснял очень просто:

«Если хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей»

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика