Кандинский: Отец русского абстракционизма | Artifex.ru

Кандинский:
Отец русского абстракционизма

Пока выбор не сделан, все на свете возможно
к/ф «Господин Никто» (Mr. Nobody)

Порой творческий потенциал скрыт так глубоко внутри человека, что невозможно сразу определить, станет ли он великим художником, композитором, писателем, или проведет свою жизнь в нищете и безызвестности. Есть те, кто долгое время ищут себя, а находят в итоге в самом неожиданном месте.

Именно так сложилась судьба великого русского живописца Василия Васильевича Кандинского. Лишь в 30 лет он вступил на путь художника. Кто бы мог подумать, что блестящий выпускник юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент и великолепный преподаватель в один момент решит отказаться от перспективного будущего и сделать своё юношеское хобби новой профессией?

 

Итак, в 1896 году Кандинский, полный сил и вдохновения, коренным образом изменил уклад своей жизни и перебрался из Москвы в Мюнхен, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Причиной столь значительных перемен послужило сразу несколько событий. Незадолго до этого, в 1895 году, в Москве проходила выставка французских импрессионистов. Кандинский был до глубины души впечатлен картиной Клода Моне «Стога сена». Ещё одним поворотным событием стало его посещение Большого театра. Опера Рихарда Вагнера глубоко тронула сердце Василия Васильевича и всколыхнула его любовь к творчеству.

Мюнхен в то время был одним из центров европейского искусства. У Кандинского появилась возможность не только познакомиться с величайшими мастерами, но и учиться у них. Он хотел получить как можно больше знаний в области живописи, поэтому записался в школу известного югославского художника Антона Ажбе (Anton Ažbe). До этого Василий Васильевич уже брал частные уроки рисования в Одессе, где получал среднее образование, но огромные надежды возлагал на обучение у известного мастера. К сожалению, вскоре Кандинский разочаровался: школа Ажбе перестала удовлетворять его творческие потребности. Позднее художник признавался, что порой поддавался искушению «прогулять» занятия и отправлялся с этюдником под мышкой в прекрасные парки города.

Разочарованный и потерянный, Кандинский принял решение поступить в Мюнхенскую академию художеств, где впервые встретил Франца фон Штука (Franz von Stuck), известного в среде живописцев как «первый немецкий рисовальщик» рубежа двух веков. Великому мастеру пришлись по душе работы Василия Васильевича, однако он отметил чрезмерную яркость его палитры. Именно из-за этого замечания Кандинский на целый год отказался от цвета и работал исключительно над чёрно-белыми картинами, экспериментируя с формами и пытаясь найти себя.

На долю русского художника выпало немало испытаний: он пережил войны, и революции, диктаторский режим, его искусства не понимали, что вызывало возмущение критиков.

Одна из самых известных картин Кандинского — «Колебание», написанная в 1925 году. Эта работа представляет собой загадочную композицию из геометрических фигур. Выполнены они в цвете, но границы квадратов, кругов и треугольников окрашены неравномерно. Оттенки словно затухают и подменяют друг друга в тех местах, где художник хотел сделать акцент.

 

 

Этот прием сделал картину куда более объёмной, чем можно было ожидать от банальной геометрии. Вероятно, отсюда пошло и название работы. Кстати, трактовать содержание полотна можно как угодно — никто не знает, что скрывается за безликими фигурами: дворец, природа или натюрморт.

 
Также следует отметить гениальное изображение родины Кандинского. Картина «Москва» была написана в 1916, за год до возвращения художника в Россию. Возможно, именно ностальгия и детские воспоминания помогли Василию создать непревзойдённый шедевр.

 

 

Ослепительное солнце сжигает душное нагромождение домов, монументов, храмов и запутанных дорог, а внизу картины мы видим кладбище. Кажется, что яркость красок блекнет по мере приближения к нему, двигаясь по диагонали от солнца.

 
И конечно, нельзя не упомянуть ещё одну работу Кандинского: «Последовательность», написанную в 1935 году. Эту картину относят к позднему периоду творчества художника. Вдоволь «наигравшись» со стилями и формами, Василий Васильевич вернулся к тому, с чего начинал, — к абстракции. На полотне изображено нечто, мучительно напоминающее страницу из нотной тетради музыканта. Горизонтальные полосы разделяют строчки с непонятными изображениями: то ли буквами, то ли нотами, то ли сюжетами наскальной живописи.

 

 

Надо отметить, что именно Кандинский внёс огромный вклад в развитие абстракционизма, в котором в то время Россия была «впереди планеты всей». Его работы не только высоко оценили при жизни, но и по сей день считают лучшими в этом направлении живописи. Всю свою жизнь он предлагал не искать в своих картинах скрытый подтекст, рассматривать их как цветовую симфонию - и не более того.




Мы привыкли видеть метафоры во всём, но иногда жёлтый цвет - это просто жёлтый цвет, а линия — просто линия! По мнению самого Кандинского, ценность созданных им картин только в одном: в гармонизации цвета и формы. Он был уверен, что его творчество призвано создавать комфорт и приносить людям положительные эмоции.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика