Карл Брюллов | Artifex.ru

Карл
Брюллов

Карл Брюллов – русский художник, обращавшийся и к академизму, и к романтизму. В его творчестве гармония достигла своих вершин, открыв взору чистый идеал. Впрочем, если одни его картины кажутся прекрасным сказочным сном, то другие, в числе которых «Последний день Помпеи», скорее напоминают ночной кошмар, реалистичность которого потрясает душу. Мастерство Брюллова было оценено настолько высоко, что на памятнике М. О. Микешина «Тысячелетие России» он был изображён в числе 16 величайших деятелей искусства с далёких веков и до 19 столетия.

 

Отец Брюллова был преподавателем в классе орнаментальной скульптуры, так что мальчика с детства окружало искусство. Позднее Брюллов и сам учился в Императорской Академии художеств, где одним из его учителей был А. И. Иванов. Уже тогда у юного художника отмечали необычайный талант. Он отлично справлялся с учёбой и вызывал симпатии окружающих.

В 1823 году была написана сияющая тёплым счастьем картина «Итальянский полдень». Когда Брюллов искал модель для этого полотна, он обращал внимание на простые реалистичные формы, а не на строгие идеалы, которые можно увидеть в искусно выполненных статуях. Его героиней стала молодая итальянка, собирающая виноград. Девушка выглядит такой настоящей, что не возникает сомнений в том, что она принадлежит нашему миру. Картина написана в светлых тонах, которые передают сочные тона природы и прелесть яркого солнечного дня.

 

 

Когда художник изображает сам себя, его произведение зачастую не только не упрощает, но и усложняет понимание его личности. Ведь человек «по ту сторону» холста предстаёт перед зрителем полным внутренних противоречий, сомнений, желаний и стремлений. Тем не менее, нам даётся возможность осознать хотя бы малую часть того, что творится в душе мастера.

«Автопортрет» Брюллова (1848 год) стал одной из самых известных его работ. Картина написана в тяжелое для художника время: он был тяжело болен, и надежды на выздоровление почти не было. Измождённое бледное лицо, безвольно свисающая рука, тяжелый потусторонний взгляд, устремленный в глубину измученной души – таким мы видим автора портрета. Но отчаяние и безнадёжность на этом полотне вызваны не только болезнью. В России в тот год особенно свирепствовала николаевская реакция, и Брюллов задыхался в этой гнетущей обстановке, где не было свободы для творчества.

 

 

Но, несмотря на все это, стремление творить не угасло. И в полотнах, написанных позднее, нашли отражение восхищение чудом жизни и трагические переживания, радость бытия и драматические противоречия, свойственные каждой творческой личности. А исторические полотна, которые составляют значительную часть художественного наследия Брюллова, потрясают тем, как реалистично на них изображены люди из народа.

Античные мотивы и романтизм, сочетаясь в работах Брюллова, пленяют зрителя и приковывают взгляд к плавным линиям и грациозным фигурам на полотнах художника. Экспрессия и сильные чувства в творчестве этого живописца – это элементы, дарующие жизнь персонажам его картин, которые кажутся настолько реальными и настоящими, что невольно начинаешь сопереживать им.

Карл Брюллов мог в равной степени точно передать совершенно разные состояния: и пугающую опасность, которая спешно надвигается на героев полотен, и светлое спокойствие, отражающееся в ясных глазах на портретах этого художника, и безмолвное восхищение миром, который человечеству посчастливилось назвать своим домом.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика