Гийом ЛаШапель. Отражения, таящие бесконечность | Artifex.ru

Гийом ЛаШапель. Отражения,
таящие бесконечность

Готовы ли вы добровольно отдать себя во власть иллюзий? Если да, то стоит обратить внимание на творчество Гийома ЛаШапеля (Guillaume Lachapelle), которое вызовет бурю смешанных чувств. Но будьте внимательны: оптические иллюзии коварны, а их сила притяжения настолько сильна, что оторвать взгляд от его галереи удастся не так уж скоро.

Искусство – это доведённые до совершенства правила или психологическое влияние на человека? Пожалуй, Гийом ЛаШапель умело сочетает и то, и другое, одновременно и пугая, и восхищая повторением геометрически ровных фигур и причудливых композиций. Он заглядывает зрителю в душу, погружает в воспоминания, размышления, и никто не может предугадать, на какую волну вас настроит его творчество.

Гийом ЛаШапель использует 3D-принтер для создания арт-объектов, и по фотографиям трудно определить их размер или материал. Действительно, его произведения являются вопросами, ответы на которые зритель ищет для себя сам. В 2014 году ЛаШапель создал серию странных, необычных и стилистически запоминающихся диорам Visions. Эту работу можно по праву считать бриллиантом его творческой биографии. Автор прибегает к использованию бесконечных параллелей, среди которых затеряется даже самый внимательный зритель.

 

Взгляните на работы из серии Visions. Приходит ли вам на ум образ уносящегося вдаль поезда, в одном из вагонов которого вы задумчиво пьёте чашечку кофе? Или же воображение приводит вас в город-туннель, освещённый множащимися лучами света? Простор для фантазии не имеет конца и края, когда дело доходит до созерцания работ Гийома ЛаШапеля. Однако у серии есть особая идея, лежащая в основе арт-объектов.

Невидимая нить связывает Visions c аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом, мышление которого стремилось к бесконечности. В поисках материальных аналогов этого термина он пришёл к выводу, что Вселенная напоминает библиотеку. Огромную, с бесчисленными полками, рядами и разделами. Жизнь – это путь познания. Познания себя, мира, причин и следствий. И нет конца у этого процесса, как нет конца библиотечным рядам в работах ЛаШапеля.

Постижение истины и получение знаний – это не отрезок прямой, ограниченный двумя точками, а луч, устремившийся в неисследованную даль. Эту идею автор старался раскрыть в своей серии. Вот почему, скользя взглядом по арт-объектам ЛаШапеля, вы почувствуете, будто собранные вместе маленькие детали затягивают в непостижимых размеров бесконечность. Мир видимый и мир сокрытый пересекаются в творчестве художника, и перед зрителями предстаёт своеобразный макет перелома нескольких измерений.

Чтобы книга выполнила свою главную функцию – а это передача знаний – человек должен открыть её, вдуматься в написанные строки, переворачивать страницу за страницей до тех пор, пока не дочитает до финальной точки. Но в миниатюрах Гийома ЛаШапеля книжечки настолько крошечные, что им приходится искать другие пути донесения информации. И маленьким белым томикам с уменьшенных полок это удаётся. Ведь пропустив через себя творчество ЛаШапеля, обдумав выбранную им композицию и раскрыв значение употреблённых символов, зритель не может не осознать для себя нечто новое, не приоткрыть завесу тайны и не сделать ещё один шаг навстречу понимаю мира.

 

До сих пор творчество ЛаШапеля не было названо «скульптурой». Но сам автор не даёт своим реализованным фантазиям такого названия. "Объекты" – такое скромное и неброское слово он употребляет, говоря о своих произведениях. Этот термин лишён какой бы то ни было окраски, словно чаша, которую только предстоит наполнить. И действительно, каждый человек, изучая работы ЛаШапеля, наделяет их неповторимым смыслом, исходя из своих собственных соображений.

Инсталляции, в которых свет, тень и зеркала множат существующие миры, кажутся странным образом знакомыми, как будто это места, которые зритель часто видит в реальности. Но это чувство – лишь иллюзия, обман. Арт-объекты ЛаШапеля будто носят кожу реального мира, скрывая под ней свою чуждую, инопланетную и сложную сущность.

 

В произведениях художника, созданных в 2016 году, больше цвета, но не меньше таинственности и неизвестности. Night Shift I и Night Shift II – работы, дающие возможность на несколько мгновений почувствовать отчуждение от материальных мелочей, городских реалий и перенестись в открытое космическое пространство, созерцая при этом вполне привычные объекты: фонари и парковки. Эти атрибуты обычных будней предстают такими пустыми и далёкими от того, что действительно можно назвать жизнью. Эти ли вещи зритель считал для себя важным? Не потерялся ли он в бесконечных зеркальных отражениях, лишенных смысла даже после множества повторений?

Гийом ЛаШапель, предлагая посмотреть на материальную сторону мира людей в миниатюре, открывает его с необычной стороны. Вторящие друг другу столбы ночных фонарей словно задают зрителю вопрос: не становится ли он сам просто дубликатом, забывая о ценности своей уникальной личности?

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика