Нам всем нравится снимать красивые пейзажи. Солнышко, зеленый лес, отличный вид. В результате получается уютный снимок. А теперь представьте, что вам нужно сделать кадр, стоя на арктической льдине под порывами ледяного ветра. Представили?

Если эксперимент не удался, то посетите фотовыставку «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова», которая проходит в Галерее Классической Фотографии до 13 ноября. Этот уникальный проект подготовил фотограф Ярослав Амелин вместе с коллегой Владимиром Онопко и руководителем морских экспедиций Михаилом Флинтом. Их команда совершила морское путешествие вдоль берегов архипелага Новая земля, сделав потрясающие фотографии.

 

 

Это снимки мест, где практически не ступала нога человека. На них пустынные пейзажи тундры граничат с лазурными ледниками. Такую первозданную красоту неизведанной части нашей Родины творческая команда показала нам на средних и широкоформатных снимках.

У Ярослава Амелина такая серия уже не первая. В его творчестве четко прослеживается тема природы, которую фотограф философски переосмысливает. Живописные уголки России на его снимках играют пестрыми красками или же неподвижно застывают под порывами ветра. Корреспонденту Artifex Владиславу Чермышенцеву удалось поговорить с Ярославом о его творчестве.

 
Artifex: С чего вы начали свой путь фотографа?

В начале, как и большинство фотографов, я снимал все подряд. После трех-четырех лет стал больше снимать пейзаж. Тогда еще снимали на пленку. Я, как и большинство фотографов, начал с узкой камеры, постепенно перешел на средний и большой формат в пленке. Когда появилась хорошая цифра, стал пробовать на ней.

Artifex: Но вы больше предпочитаете все-таки пленку. Почему?

До сих пор мне проще получить хороший кадр именно на пленочную камеру. Хотя в некоторых условиях можно снимать и цифровой. Для меня это всего лишь вопрос, каким инструментом пользоваться. Не скажу, что нужно снимать только на пленку. У нее есть свои преимущества, у цифры - свои. Но именно в пейзаже на пленке благодаря некоторым ее свойствам кадр получается лучше и проще. Особенно это касается крупноформатных фотографий, ведь в цифре приходится сшивать фото из нескольких кадров.

Artifex: Чем вы объясняете свою любовь к пейзажу?

Это вопрос художественного воспитания. Нашу планету, страну, среду, где мы существуем – это все интересно показывать. Так, чтобы люди, глядя на мои фотографии, испытали те же чувства, которые охватывали меня в момент съемки.

Artifex: Вы много фотографируете Россию. Что для вас самое притягательное в русском пейзаже?

Я особенно выделяю среднюю полосу России. Этому месту фотографы, как ни странно, уделяют мало внимания, и далеко не у всех получается ее снять. И часто остается чувство, что ничего интересного в этих всем известных местах нет. Я потратил 10 лет на съемку центральной России крупным форматом, пытаясь подмечать тонкие состояния природы: появление инея, раннее утро. Это оказалось большой работой, ведь можно поехать на Камчатку и отснять действительно впечатляющие пейзажи. В этом плане в центральной России приходится больше работать и подмечать.

 

Artifex: У вас удивительное видение кадра. Как к вам приходят сюжеты будущего снимка или серии?

Какие-то сюжеты я планирую, но большинство самых хороших фотографий появляется случайно. Я все время ловлю себя на мысли, что не смог бы придумать такой кадр. Чтобы такое придумать, нужно это увидеть хотя бы один раз в жизни. Нужно прибывать в среде, везде ездить и наблюдать. Бывают дни, когда я не делал ни одного кадра. Иногда кадр срастается на каком-то месте через пять или семь поездок. Иногда первый сделанный кадр и оказывается самым лучшим.

Artifex: И все-таки что важнее в фотографии - удача или талант видения кадра?

Это все находится в тесной связи. Техническая сторона должна быть отточена настолько, чтобы не ограничивать вас. С другой стороны, если в природе что-то происходит, то это нужно увидеть, и построить кадр, причем очень быстро. Мнение, что пейзажная фотография неспешна, ошибочно. Иногда надо успеть снять в течение минуты, потом уже сюжета не существует. Самый классический пример – радуга или же закатный свет. По сути, нужно стоять и дежурить, либо как-то предчувствовать такие моменты.

Artifex: Какие произведения искусства, например, русского, вас вдохновляют?

Меня очень вдохновляют пейзажи Левитана. Я понимаю, как он чувствовал русскую природу, под впечатлением чего писал ее. Я не повторяю левитановских пейзажей в сюжетном смысле, хотя бывал во многих его местах. Но именно как автор он мне наиболее близок.

 

Artifex: Возвращаясь к сегодняшней выставке, вы мечтали об арктических путешествиях в детстве?

Я бы не сказал, что в школьном или студенческом возрасте меня тянуло в эти места. Так получилось, что меня пригласили в эту экспедицию, я в ней поучаствовал. За несколько месяцев до этой экспедиции я случайно оказался в Арктике. Это удивительные и интересные места для фотографа. С одной стороны, безжизненность и отсутствие следов человеческой деятельности, с другой – величественные пейзажи. Но, побывав там, я скажу, что центральная часть России богаче, пестрее.

Artifex: В этом плане Новую Землю было сложнее снимать?

Нет, легче, ведь это новая среда: ледники, горы, масштаб. Рука все время сама тянется к фотоаппарату. В центральной полосе все кажется обыденным. Больше требуется творческого переосмысления. Фотографии отдаленных частей света вообще вызывают у зрителей больший интерес в силу их редкости.

 

Artifex: С какими природными сложностями вы встретились в Арктике?

Мы к каждой экспедиции тщательно готовились. Нужна была специальная непромокаемая одежда, ведь мы были в море. Техника тоже в непромокаемых кофрах. Особенность работы на Новой Земле – высокая вероятность встречи с белым медведем, так что всегда приходилось быть начеку. Но никаких эксцессов не случилось.

 

 

Artifex: Но белого медведя вы все-таки встретили, судя по фотографиям?

Да, все были готовы к встрече. Белый медведь всегда проявляет интерес, если появляется что-то живое. Он начинает к нему двигаться. Вы можете высадиться на берег Новой Земли и увидеть, что в пяти километрах от вас ходит группа медведей. Через 20 минут вы заметите, что они стали намного ближе, хотят познакомиться. Наиболее правильный способ встречи с медведем - вовремя от него уйти на лодке.

Artifex: А были случаи, к которым вы не были готовы в экспедиции?

Самое сложное во время плавание то, что судно большую часть времени находится в море. Экспедиция длилась более 40 суток, а на Новой Земле мы провели примерно 10 дней. Все остальное – море вокруг во всех его проявлениях. Нельзя сказать, что это скучно. Но, когда вы идете в экспедицию, то думаете, что каждый день будете видеть новые земли. А получается, что вы круглые сутки видите воду. Нет, она тоже меняется, в чем-то интересно. Но на сороковые сутки это приедается. :)

 

 

Artifex: Что вы чувствовали, когда сталкивались с мощью арктических ледников?

Когда плывешь на лодке под ледяной стенкой, понимаешь, насколько это все величественно. Ты чувствуешь мощь природы. Этот лед образовался сотни тысяч лет назад и сполз в море. Все это происходило без ведома и участия человека. Понимая масштаб времени и высоту ледников-гор, осознаешь, что человек занимает уж точно не самое важное место в природе.

Artifex: Что бы вы хотели обязательно показать зрителям в Арктике?

Прежде всего, хотелось передать ощущения от Новой Земли, которые испытывает человек, побывавший там. Ощущения первооткрывателя. Все авторы очень старались не завышать насыщенность цвета, оставить его таким, каким он был на самом деле. Сейчас ведь легко можно было в Photoshop поднять насыщенность, списав все на северные краски. В этих широтах мало кто был. Но, тем не менее, именно контраст, туманы - это все мы старались не утрировать, оставить таким, каким видели сами. Чтобы люди получили такое же впечатление, как и мы.