Испанский современный архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls) знаменит на весь мир своими смелыми и необычными работами. Также Калатрава вошел в историю как проектировщик мостов. Стиль Сантьяго называют «био-тек».

 

Сантьяго Калатрава появился на свет в 1951- году в Валенсии, третьем после Мадрида и Барселоны по количеству жителей городе Испании. Фантастической красоты край не оставил мальчика равнодушным. Отец Сантьяго также прививал сыну любовь к искусству, водя его в музей Прадо и поощряя его увлечение рисованием. В возрасте восьми лет Сантьяго уже обучался в художественной школе Валенсии и изображал - что неудивительно!- на больших ватманах различные ее достопримечательности.

В 1973-м году Калатрава окончил Политехнический университет Валенсии и уехал в Швейцарию изучать инженерное дело. Там он четыре года посвятил учению в Технологическом университете Цюриха и в 1981-м году получил степень доктора технических наук. В том же году он открыл свою мастерскую в Цюрихе, а через восемь лет − в Париже.

Получив такое фундаментальное образование, Калатрава смело мог приступать к преображению родного города. Уже в 1986-м году он начал проектирование железобетонного моста «9 октября» для автомобилей в Валенсии, заказ на который поступил от властей города. Целью постройки было разгрузить трассу. А главный ход, который придумал архитектор, чтобы мост смотрелся легко и органично − разделение двух его частей. За эту работу Сантьяго получил премию Международного союза архитекторов. И уже в 1991- году смог открыть свое бюро на родине.

Карьера перспективного архитектора развивалась стремительно: уже в 1992-м году его привлекли к участию в подготовке Барселоны к летним Олимпийским играм. Сантьяго Калатрава занимался сооружением телекоммуникационной башни для трансляции игр по телевидению. На ее возведение потребовалось три года.

 

 

Вышка высотой 136 метров находится на горе Монтжуик. Но это не просто обычная техническая «скучная» вышка, каких тысячи. Сантьяго придумал два необычных решения: во-первых, визуально башня похожа на атлета с факелом, во-вторых, хитрым образом спроектированный шпиль служит реальной стрелкой циферблата на основании башни, по которому можно определить время. Там есть еще раздвижная дверь похожая на глаз. Это сооружение стало символом Олимпийских игр 1992-го года и Барселоны.

В 1994-м году Сантьяго Калатрава начал усовершенствование Художественного музея Милуоки, города на севере США, и порта озера Мичиган.



Проект был завершен к 2001-м году. Архитектор возвел новый павильон Quadracci для временных выставок, в котором есть вместительный лекционный зал и ресторан с шикарной панорамой на Мичиган. Особенно восхищает зрителей большой навес, который предназначен для регулировки освещения и должен был опускаться лишь вечером. Но по заявкам зрителей теперь крыша «работает» по расписанию, позволяя каждому насладиться уникальным изобретением архитектора.

В 1996-м году Калатрава преобразил родной город Валенсию новым архитектурным шедевром. Им стал Дворец искусств имени королевы Софии. Внешне здание напоминает ракушку, но на самом деле оно сделано из бетона.

 

 

Здание относится к масштабному проекту «Город искусств и науки» − комплексу из пяти сооружений на берегу реки, который считается одним из самых лучших современных проектов. Комплекс включает в себя оперный театр, галерею с садом, научный музей, настоятельно рекомендующий трогать экспонаты и приводить их в действие, самый большой в Европе океанариум на открытом воздухе в форме кувшинки, кинотеатр, планетарий и театр лазерных постановок. Интересно, что место, выбранное для строительства, считалось очень неблагополучным районом города, а сейчас его называют парком чудес. При ночном свете все эти постройки разной биологической формы напоминают скелеты животных. «Город наук» − одна из важных достопримечательностей Барселоны, ее площадь – 350 000 квадратных метров, а стоимость постройки - 900 миллионов евро. Стоит отметить, что «Город» Калатрава возводил вместе со своим коллегой Феликсом Канделе.

«Задача моих построек – это делать уникальными города и обогащать человеческий опыт», — сказал Сантьяго Калатрава.

Многие упрекают автора за расточительность государственных средств, потому что его проекты часто превышают заявленную сумму. Также нередко архитектор допускает ошибки, дорого обходящиеся государственной казне. Но все же именно благодаря ему мир приобрел удивительный архитектурный шик и современный вид. Один из последних реализованных проектов мастера – это Железнодорожная станция в Нью-Йорке, строящаяся 12 лет и напоминающая размах крыльев птицы. Этот проект тоже много критиковали за неэкономичность, называли «самым дорогим проектом ТПУ в мире» и «парящим символом расточительности». И не случайно, потому что его окончательная стоимость оказалась выше заявленной ровно в два раза. Но этот белый голубь – настоящий шедевр, хотя и не совсем соответствует первоначальному проекту архитектора.



Из последних новостей известно, что Сантьяго Калатрава приступил к новому проекту. На этот раз это многофункциональный комплекс на полуострове Гринвич в Лондоне. Работа станет «премьерой» мастера в Великобритании.

Мета-описание: испанский современный архитектор Сантьяго Калатрава строит мосты и здания в стиле био-тек.