Солнечная община (the Sun Commune) — именно так называется процветающая эко-ферма, расположенная посреди изумрудных холмов, бамбукового леса и бескрайних лугов сочной травы на расстоянии 60 миль от города Ханчжоу на западе Китая. Ее главная гордость — помещение для содержания свиней.

И все же эта ферма — не просто комплекс построек, ставший домом для стада из тридцати поросят. Она представляет собой открытую конструкцию, выполненную из стволов бамбука, с тростниковыми крышами пирамидальной формы и отдельным бассейном. Обитателям этой уникальной в архитектурном плане резиденции посчастливилось каждый вечер сладко дремать под тихие звуки джаза в помещении, которое по праву считается самым красивым загоном для свиней во всем Китае.

 

Проект загона был разработан Ченом Хайру (Chen Haoru) — архитектором и профессором строительного факультета Китайской академии искусств (China Academy of Art), расположенной в Ханчжоу. Чен принадлежит к той волне архитекторов, которые из-за отсутствия финансирования проектов в больших городах решили искать вдохновение в других районах Китая, а именно — в сельской местности.

«Еще десять лет назад в сельской местности было не так много возможностей для реализации архитектурных замыслов, — объяснил Чен во время небольшой экскурсии по Солнечной общине. - Все внимание было приковано к городам. Сельская местность никого не интересовала»

Возможность реализовать подобные проекты появились сразу за счет нескольких факторов. Прежде всего, речь идет об ослаблении ряда ограничений в области земельного законодательства. Кроме того, из-за ухудшения качества растительной продукции и общей экологической обстановки жители больших городов проявляют все больший интерес к сельской местности и органической продукции, выращиваемой на местных фермах. Не последнюю роль здесь играет и стремительное развитие внутреннего туризма, обусловленное ростом среднего класса.

Положительные тенденции в этой области отметил и председатель КНР Си Цзиньпин (Xi Jinping). В одном из своих выступлений в 2013 году он указал на важность продуманного развития сельской местности, в котором «нет места пустым денежным тратам на неуместные вещи», включая однобокие идеи по улучшению одного лишь ее внешнего вида.

Подобные проекты реализуются в самых разных областях — туризме, фермерском хозяйстве и общественном развитии. Помимо помещения для содержания свиней, придуманного Ченом, другими достойными примерами являются проект деревенской библиотеки архитектора Ли Сяодуна (Li Xiaodong) в пригороде Пекина, местный общественный центр и музей архитектора Хи Вейа (He Wei) в провинции Хэнань, а также новая постройка в провинции Ханчжоу. Ее автор - Ванг Ши (Wang Shu), он удостоен Притцкеровской премии, награды, присуждаемой за достижения в области архитектуры (аналог Нобелевской премии).

Все эти проекты объединяет одна и та же цель — стремление вдохнуть новую жизнь в сельскую местность, чтобы привлечь сюда молодых людей, опытных фермеров, квалифицированных работников, а также туристов.

«Прежде всего необходимо создать необходимые условия, чтобы вернуть деревням достойный вид, — утверждает Ванг, который тоже преподает в Китайской академии искусств.- Даже фермеры утратили веру в собственный стиль жизни». И затем добавляет: «Они уверены, что деревня движется в обратном направлении, в то время как города развиваются с космической скоростью»

Хи Вей, архитектор и профессор Пекинской академии изящных искусств (Central Academy of Fine Arts), уверен:

«Суть подобных замыслов заключается не только в создании привлекательных с эстетической точки зрения зданий. Они также должны стимулировать развитие экономики»

Для архитекторов возрождение деревни — особая возможность проявить себя и показать свой профессионализм. Прежде всего, их инициатива может повысить привлекательность проектов по развитию сельской местности, а также стимулировать рост туризма или сельского хозяйства. Именно этими соображениями и руководствовался шанхайский бизнесмен Чен Вей, когда решил обратиться к своему другу архитектору Чену с просьбой помочь построить помещение для содержания свиней на своей эко-ферме. Это случилось в 2013 году, практически в то же время, когда на берегу реки Хуанпу было найдено около 16 000 туш мертвых свиней, сброшенных туда местными фермерами.

«В Китае горожане редко сталкиваются с жителями сельской местности, поэтому между ними практически отсутствует взаимное доверие, — утверждает Чен, бизнесмен и теперь уже директор Солнечной общины. - Загон для свиней — наша главная гордость, важная составляющая нашего бренда. Строение привлекает любопытных горожан, они, оказавшись на ферме, могут поближе познакомиться с людьми, которые выращивают потребляемую ими продукцию»

Другие же, в частности архитектор Ванг и его жена Лу Веньи, решили сконцентрировать силы на создании модели экоустойчивого развития сельской местности. В 2012 году Ванг и Лу начали работать в деревне Венцун, расположенной в часе езды от Солнечной общины. После долгих обсуждений и всесторонних переговоров с местными властями и жителями деревни, Вангу и Лу удалось получить согласие на осуществление проекта по строительству 30 жилых домов и восстановление некоторых существующих зданий и общественных строений.

Новые дома, построенные в этом году, сочетают в себе элементы традиционной архитектуры Венцуна. Например, в них есть и внутренние дворики или помещения для почитания предков, и современные удобства — подъездные дороги, комнаты для просмотра телевизора. Вместе с этим нельзя не заметить черты индивидуального стиля архитектора: узкие прямоугольные окна, внешние стены без отделки и узорную кирпичную кладку.

 

Хотя проект все еще находится в процессе осуществления, Ванг уже думает над тем, как применить данный конкретный тип архитектурного развития в более широком масштабе.

«В Венцуне мне удалось поэкспериментировать и усовершенствовать свой рабочий метод, но главной проблемой остается вопрос универсальности, — говорит архитектор. - Как правило, у каждой деревни есть своя архитектурная традиция, особые исторические здания. Единого шаблона не существует»

Невозможность прогнозирования — одно из главных препятствий, тормозящих строительство в сельской местности. Права пользования местными земельными ресурсами представляют отдельную сложность. Поскольку сельские земли находятся в коллективной собственности, с технической точки зрения, горожане не имеют права их выкупать. Даже если горожанину удается договориться с местными жителями о покупке или аренде земли, у него нет практически никаких гарантий с точки зрения законодательства.

Именно с этой проблемой столкнулся художник О Нин (Ou Ning), когда ему вместе с семьей пришлось оставить свой дом в Бишане, одной из деревень в провинции Аньхой. Хотя местные жители утверждали, что О помогал им возрождать деревню и привлекать туристов, отдельные лица говорили о том, что у художника были и свои мотивы. В частности, согласно статье в The Times, высказывались подозрения, что в проекте О по реконструкции деревенских сооружений были затронуты идеи анархизма и утопии, вызвавшие неудовольствие местных представителей Коммунистической партии.

В феврале, сразу после того, как О и его семья отметили третий подряд Китайский новый год с момента своего переезда в Бишань, издание написало о том, что местное правительство без предупреждения перекрыло подачу электричества и воды в дом художника. Сам О отказался отвечать на вопросы журналистов, ссылаясь на деликатность сложившейся ситуации.

«В сельской местности, — объясняет профессор Хи из Пекинской академии изящных искусств, — государству гораздо проще закрыть любой проект. Буквально за одну ночь от ваших стараний не останется и следа. И с этим ничего не поделаешь»

 


По материалам New York Times