В океане бушующих страстей своих товарищей Винченцо Кабьянка (Vincenzo Cabianca, 1827-1920) был островком спокойствия. Его творчество скользило по краю классических веяний Ренессанса и новаторства, оно не задевало их глубоко и оставалось на поверхности. Легкость, простота, всеобъемлющая власть солнца – вот что выделяло картины Винченцо из большинства произведений художников, входящих в так называемую группу Маккьяйоли (Macciaioli).

 

Собственно, причислить его к последним можно только с оговорками. До того как войти в собрание тех, кто посещал существующее и поныне кафе «Микеланджело» – привычное место собраний для искателей правды в искусстве, – Винченцо следовал своей дорогой. Она брала начало в Вероне. Там он родился и начал учиться живописи, не проявив, впрочем, какого-то исключительного дарования. Затем последовали годы ученичества уже в Венеции.

И, наконец, во Флоренции он присоединился к группе молодых художников, которые искали новые, более совершенные формы в искусстве. Словно мотылек, Винченцо Кабьянка устремился навстречу свету, столь живо интересовавшему его в картинах. Концепция поиска пресловутого sentimento del vero – чувства правды - отвечала его внутренним чаяниям, равно как и стремление наиболее полно и живо изображать природу в ее естественном виде. Однако ни сам Кабьянка, ни его соратники не сумели достичь всего, чего желали.

Движение маккьяйоли помогло лишь приблизиться к подвижной, текучей и невыразимо легкой манере письма, которая позже будет развита и укреплена французскими импрессионистами. Они были одними из первых, кто рискнул приподняться над надежной почвой традиций и попытался воспарить свободно, а Винченцо Кабьянка был одним из лучших.

И не потому ли, что в его картинах всегда была некая новаторская дерзость? Он переходил от техники к технике, выбирая то, что наиболее полно соответствовало моменту. Его работы бесконечно варьировались: одни, полные насыщенных цветовых пятен, отвечали духу его направления, в то время как другие отличались почти античной строгостью и гармонией.

В то время многие художники из группы отдавали предпочтение патриотической и батальной тематике. Но Кабьянка неизменно выбирал более легкие сюжеты. Быть может, эта легкость была естественной чертой его характера. Не слишком переживая из-за перемены мест, он отправился в Париж, затем в Тоскану, а после осел в Риме. Здесь он со всей страстью обратился к творчеству символистов, а после - прерафаэлитов.

Возможно, в глубине души Винченцо всегда принадлежал именно к ним. Во многих его полотнах уже сквозили нотки, свойственные этому стилю. Особенно близка к нему картина «Монахини». В ее композиции, в том, как свет распределен по пространству полотна, уже звучит пока еще слабый отзвук, предчувствие прерафаэлитов.

 

 

Судьба распорядилась так, что этот человек проскользил по жизненному пути, как солнечный луч по воде, оставив после себя легкие и приятные воспоминания. Он не был участником кровавых драм, революционером или пламенным борцом. Его имя осталось в истории только благодаря искусству.