Владимир Боровиковский – художник, по работам которого судят о внешнем виде известнейших личностей его времени. Лица на портретах, написанных его кистью, полны одухотворённости и светлого спокойствия. Это неудивительно: отец Боровиковского, его дядя и братья были иконописцами. Владимиру передалось умение изображать на полотне нечто большее, чем внешность человека: через слои краски просвечивает его суть.

 

Есть художники, изображающие реальность со всеми её недостатками и пугающими сторонами. Есть и другие, которые переиначивают действительность и избегают отражать её в своём творчестве. Боровиковский же не относился ни к первой, ни ко второй категории. На его полотнах жизнь взята из реальности, но не вся: портретист брал из нее самое лучшее и уделял внимание именно положительным качествам своих персонажей.

Так, герои его картин красивы, благородны, изысканны и приятны. Боровиковский собирал искорки нравственной чистоты, чтобы затем уложить их на холст. Каждый человек, изображённый этим художником, предстаёт величественным, уверенным в себе и важным для окружающих. Портреты Боровиковского словно доносят мысль о ценности отдельно взятой личности. Мастеру удавалось выделить своего героя, доказать, что его внутренний мир удивителен и неповторим.

В пору фотографии сложно осознать, какое значение в свое время имели портреты. Они были редкими, над ними трудились часы напролёт, и с каждой минутой художник всё больше и больше узнавал о своём герое, его особенностях, отличительных чертах. Человек будто раскрывался под кистью, как бутон цветка. И Владимир Боровиковский, безусловно, был одним из самых знаменитых портретистов своего времени благодаря свойственной ему чуткости, умению читать людей и понимать их.

В 1794 году художник написал картину «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Интересно, что императрица даже не собиралась её заказывать. Боровиковский написал этот портрет по инициативе своих приятелей из кружка Николая Львова.

 

 

В наши дни эта работа считается очень талантливой и высоко оценивается искусствоведами, а вот самой Екатерине II она не слишком понравилась. За проделанный труд портретист получил только лишь звание «назначенного» в академики, а академиком стал позже.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» является ярким примером сентиментализма на его раннем этапе. Это течение в искусстве отличает особенное внимание к душевному миру человека, скрытому от посторонних глаз, а также к единению с природой. Поэтому и Екатерина II в работе Боровиковского изображена на фоне тихой пристани, а у ее ног весело кружится маленькая собачка.

Нельзя забывать о том, что одной из характерных черт сентиментализма была тяга к поиску возвышенного в народе, «простых» трудящихся людях. Это проявляется в малоформатном портрете Боровиковского «Лизынька и Дашинька», на котором, как принято считать, изображены крепостные девушки. Их лица светятся искренностью, добротой, и зрителю становится понятно, что героинь связывает крепкая дружба.

 

 

Боровиковский – настоящий мастер портрета. В его работах заслуживает уважения не только детальность изображения, но и красота передачи чувств. Колорит картин этого мастера радует глаз светлыми тонами, приглушенными тенями на заднем плане и нежным цветом лиц персонажей.