Вам приелся декаданс? Постмодернизм уже не вызывает эмоций? У вас щемит в груди от тоски по чему-то родному и знакомому? Тогда вы обратились по адресу.

С 20 октября по 17 ноября в галерее современного искусства ART.SEVERINA (ул. Покровка, 3/7) проходит персональная выставка живописи и графики художника Владимира Кириллова. Экспозицию назвали очень кратко, но емко: «Моя любовь — моя Россия».

Такое название отражает не только суть картин, но и внутренний мир молодого и талантливого художника. Из множества стилей, которые сейчас известны массам, Владимир выбрал современную академическую живопись, по факту являющуюся прямой отсылкой к классике, если не самой классикой. Светлана Северина, основатель галереи, говорит:

«В работах Владимира всегда есть тихий, но мощный в своем мастерстве и духовности призыв — беречь, любить, заботиться, ценить, почитать, благодарить…»

 

Как же создаются такие полотна? Может ли современное искусство вытеснить классику и почему интерес к ней никогда не пропадет? Корреспондентам Artifex Анжелике Аликберовой и Владиславу Чермышенцеву удалось приоткрыть завесу тайны души русского человека, побывав на открытии выставки и побеседовав с галеристом Ириной Санглер, арт-менеджером Еленой Снежко и самим художником Владимиром Кирилловым.

 
…Тропинка сквозь чащу елового леса. Деревня, просыпающаяся в утренней дымке. Сверкающие улицы Москвы 60-х. Румяная девушка с коромыслом наперевес застыла по колено в снегу. Сияющая всеми оттенками белого Богоматерь, а на соседней стене – семья последнего императора российского.

Эти небезразличные каждому русскому человеку сюжеты написаны маслом в классическом стиле академического реализма. Их выставили на втором этаже небольшого особняка в центре Москвы, на территории которого располагается галерея Art.Severina . В ее постоянной экспозиции можно увидеть картины, выполненные в самых разнообразных современных стилях.

Artifex: Как же здесь оказались работы направления академического реализма?

Ирина Санглер, галерист: Галерея родилась из коллекции, которую в свое время собирала Светлана Северина. Здесь были представлены художники, которым она отдала свое сердце. Потом коллекция переросла в полноценную галерею, где мы экспонируем молодых (и не только) наших современников. В работах Владимира мы видим очень много мест, которые могут быть близки каждому сердцу. Мы все посещали эти места, ели эти зеленые яблоки, ловили запах золотых подсолнухов. Поэтому выставка далась достаточно легко в плане построения.

Корреспонденты Artifex с интересом изучили экспозицию и пришли к выводу, что любой посетитель сможет разглядеть в картинах Владимира Кириллова что-то знакомое. Художник очень тонко почувствовал русскую ментальность, а организаторы выставки постарались помочь посетителям максимально точно ее уловить. Например, на выставке можно увидеть видеоряд из «оживающих» картин Кириллова. Пейзажи становятся объемными, лица на портретах преображаются, эмоции начинают играть по-новому. Такой проводник к истокам нашей живописи позволяет уловить запахи родных мест.




Artifex: Расскажите, пожалуйста, о создании этого видео.

Елена Снежко, арт-менеджер: Мы хотели просто по-новому обратить внимание на классическую живопись. Конечно же, мы не первые, кто использовал подобные приемы. Такое уже делал телеканал «Культура» с расслоением картин, еще раньше - Юрий Грымов, в 90-х. Сейчас о классической живописи бытует оценочное суждение – пришел, увидел сюжет, красиво-некрасиво. Наша цель – дать людям увидеть, что есть много планов, много деталей, - дать возможность рассмотреть мастерство автора.

Artifex: Сейчас вообще в моде в основном современные художники, насколько сложно было организовать выставку художника-академиста?

Когда мы начали заниматься выставкой, стали говорить с любителями искусства и профессионалами в этой сфере, то наша аудитория раскололась ровно на два лагеря. Одни сказали, что после современного искусства не хотят видеть классику. Но второй лагерь сказал: «Наконец-то у нас появилась та самая выставка, от которой веет теплотой». К классическому искусству можно относиться по-разному, но в нем есть та истина, которая всегда остается в душе каждого человека, и к которой рано или поздно все равно обращаешься.

Artifex: Почему выбор пал именно на Владимира Кириллова?

На него вышла Светлана Ивановна Северина, основатель этой галереи. Она очень любит искусство, хорошо в нем разбирается и может разглядеть те таланты, которые стоит представить широкой публике. Владимир Кириллов – один из таких мастеров. Мы сделали выставку на уровне, который будет интересен широкой публике. Обычно мы работаем с музеями, но галереи устроены несколько по-другому. И в данном случае нашей целью было совместить профессионализм и хороший вкус. Талант художника нам в этом помог.

Artifex: У вас в галерее представлены и современные работы, может ли художник-академист с ними как-то конкурировать?

Да. Искусство, мода – это всегда ответ на внешнюю обстановку. Сейчас самое время для того, чтобы обратиться к истокам, ведь ситуация в мире не самая хорошая, многие люди чувствуют себя нестабильно. К искусству люди всегда обращались за ответами, поэтому интерес к нему возрастает. Сейчас как раз самый правильный период, чтобы заинтересоваться русским реализмом, классикой.

 
Нашим корреспондентам также удалось побеседовать с автором картин. Кстати, глядя на них, забываешь о внешней суете и беспокойстве. В них царит полная безмятежность. Сам художник, спокойный и скромный мужчина, будто несет ее в окружающий мир. Он с радостью ответил на все интересующие вопросы о его творчестве.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в искусство?

Владимир Кириллов, художник: Трудно сказать точно, все это началось примерно с трех лет. Мой отец — самоучка. Вот он и подталкивал меня на творческий путь. Где-то в классе пятом-шестом я понял, что это - мое. Академическая живопись – основа основ. Потом уже идут некие эксперименты: можно в одном направлении поработать, в другом, третьем, можно их соединить между собой. Как-то реализм мне полюбился. Другого я сейчас не хочу.

Artifex: Что вас вдохновляет творить?

Любовь, наверное. Любовь к тому, где я родился, где живу, что понимаю. По сути, эти чувства мной и движут.

Artifex: У вас на многих полотнах изображены деревенские пейзажи. Вы жили в деревне, изучали ее?

Я в детстве отдыхал в деревне Костомарово в Тульской области. Я там оставил часть своей души. По сей день, где бы я ни находился, пытаюсь попасть в то состояние, когда ребенком понимал мир своей открытой душой. Будь то Рязань, Кострома, Новгород – они между собой чем-то похожи. Я и пытаюсь вот это состояние детства все время в себе обновлять.

Artifex: Что вам помогает вернутся в это состояние?

Поездки. Порой просто захотел - и поехал куда-то, а иногда я готовлюсь к путешествию. Особенно люблю осень и весну, жду эти сезоны.

Artifex: Ваши портреты очень живые. Есть какой-то подход к их написанию?

Для меня очень важен исторический портрет. Любопытно провести такой эксперимент: допустим, я не видел человека, но много о нем слышал, смотрел фильмы. У меня складывается о нем определенное мнение, но оно-то в мыслях. А самое интересное – понять, как выразить свое отношение к изображаемому с помощью инструментов, руки и кисти. Будь то Николай II, будь то моя бабушка, которая ушла совсем недавно. К каждому портрету ставятся свои задачи, возникает свое отношение. Ну, по большой части это интерес: смогу ли я или не смогу.

 

 

Artifex: Расскажите про этапы работы над картиной.

Я работаю без всякой системы. Я обучился неким приемам и могу их сочетать, находясь перед картиной. Все зависит от состояния и настроения. Я портрет бабушки писал два месяца, чуть ли не каждый день. А вот на Кустодиева потратил всего лишь четыре с половиной часа. Тут сложно сказать, есть система или нет. Это, видимо, просто выплеск на какой-то определенной основе, состоявшейся базе.

Artifex: Вы пишите с натуры, по памяти или с фотографии?

По-разному. Все помогает. Фотография тоже важна, но я не беру ее за основу. Она мне может пригодиться для каких-то деталей, которые, например, в натуре я не угляжу. Естественно, каплю своего нутра, своей души и сердца я добавляю в картины. В написании Москвы мне очень помогают советские фильмы. Много смотрел именно киноальманахов о Москве 50-60-х годов, черпал информацию из них. Песня из кинофильма «Я шагаю по Москве» тоже настраивает на нужный лад, помогает начать и завершить картину – это самое главное.

 

 

Музыку слушаю и классическую, но предпочитаю по большей части без слов, слова ограничивают и ведут к определенной теме. Музыка без слов более свободная. Больший спектр эмоций.

Artifex: Есть ли в России такое место, которое вам бы очень хотелось изобразить?

Хочется нарисовать деревню Костомарово, глядя детскими глазами. Вернуться в прошлое и увидеть все так, как видел тогда. Как я ранее говорил, пытаюсь возродить это состояние в картинах.

Artifex: Спасибо вам большое за интересный разговор и удачи на творческом пути!