Водоворот золотых бликов, экспрессия ярких красок и графическая тонкость линий выдают в русско-египетской художнице Галле Фаттах (Halla Fattah) истинную жемчужину современного изобразительного искусства.

Ее полотна будто купаются в солнечном свете, а буйные краски увлекают в прекрасный мир женской красоты и вековой мудрости. Пластичность фигур неизбежно очаровывает, а необыкновенная магия сплетения древней египетской культуры и современных мотивов не оставляет шансов отвести взгляд.

 

Корреспонденту Artifex Анастасии Теплицкой выпал шанс побеседовать с Галлой и узнать в ней не только мастера, влюбленного в свое дело, но и прекрасно человека.

Artifex: Галла, без сомнений, вы совершенно уникальная личность. Для начала интересно было бы узнать, кем вы себя больше ощущаете: русской или египтянкой?

Во-первых, хочу поблагодарить вас за лестную оценку моего творчества. Мне это очень приятно.

Наши родители – египтяне. Они всю жизнь рассказывали нам о Египте с огромной любовью. Мы же с сестрой родились в России, в Москве. Поэтому это все равно, что выбирать между папой и мамой − кого ты больше любишь? Не могу разделить эти вещи и свои ощущения в сердце. Я чувствую себя смешанным человеком.

Artifex: Первое посещение Египта повлияло на ваши работы?

Больше всего повлияли на мои работы все-таки рассказы родителей о Египте, его культуре, его людях. Да и сами они, с их характерами и взглядами на жизнь, повлияли на всё моё творчество.

Artifex: А русская культура внесла какой-то вклад?

Каким бы странным это ни показалось, но на меня очень повлияла русская икона. Например, кисти Рублёва. Я вижу очень сильное сходство между древнеегипетской фреской и русской иконой.

Artifex: Определенное сходство можно проследить − тот же символизм, например. На ваших картинах кошки отсылают к древней египетской мифологии. Используете ли вы еще какие-нибудь символы?

Да, мне очень нравится богиня Баст, которая символизирует защиту женской энергии, силы и красоты. Да и, вообще, кошачья пластика очень схожа с женской.

Artifex: Греки ассоциировали Баст с Артемидой, которая была также богиней охоты. Как вы думаете, что-то охотничье есть в Баст и женщинах в целом?

Ваш намёк понимаю, но думаю, что женщина должна охотиться очень незаметно, заставляя почувствовать мужчину, будто это он за ней охотится. А она может при любом неточном движении ускользнуть от него.

Artifex: Героини ваших картин производят впечатление гордых, сексуальных, уверенных в себе женщин. Именно такие люди восхищают вас?

Конечно, меня восхищают такие люди. Конечно, мне самой хочется быть такой и, конечно, мне хочется думать, что хоть немного этих черт есть и во мне.

С другой стороны, мы все стремимся к чему-то лучшему.

Artifex: Как насчет мужчин? Они достаточно редко появляются на ваших полотнах.

Я изображала женщин, так как просто лучше их понимала и чувствовала. Но с появлением моего сына я стала лучше понимать мужчин. Теперь думаю над тем, чтобы изображать и их.

Artifex: Ваши картины наполнены просто невероятным количеством света и тепла. Дело ведь не только в палитре?

Мне, как африканскому человеку, очень не хватает солнца и тепла. От солнца я получаю энергию, радость и счастье. Поэтому я восполняю это через световую гамму в своих картинах.

Artifex: Как к вам обычно приходит задумка для новой картины?

В основном меня что-то вдохновляет. Причём совершенно разные вещи, они могут быть абсолютно неожиданные.

Artifex: Например?

Не знаю, насколько вам это может показаться необычным. Вот, например, ржавчина: вдруг видишь в ней такие неожиданные краски или сочетания красок. Или разводы на старой потрескавшейся стене. А на самом деле, больше всего меня восхищает природа и Бог, который создал всю эту роскошь вокруг нас. Посмотрите на необыкновенных рыб в Красном море, это просто фантастика! А экзотическая раскраска птиц! Нам, художникам, есть чему поучиться. Природа настолько невероятна и приводит в такой восторг, что невозможно не вдохновиться!

Artifex: Нужна ли вам какая-то особая обстановка для работы? Особенный свет или, может, музыка?

Я работаю дома. К сожалению, специальной мастерской нет, но мне это не мешает. Вы знаете, может быть, раньше и нужно было что-то особенное, но не сейчас. Сейчас приходится выкраивать время между тем, когда отвозишь ребёнка в школу и привозишь его, готовкой дома и беготней по магазинам, вечерними уроками. Так что время для творчества — это любое свободное время. Конечно, желательно, чтобы никто не стоял над душой. И просто тишина важна. Хотя под музыку писать тоже очень люблю.

Artifex: Очень интересно, под какую?

Я люблю разную музыку. У меня нет по этому поводу какого-либо категоричного мнения. От классики до поп-музыки. Просто она должна подходить под настроение.

Artifex: Чем для вас является процесс создания картины? Он истощает вас или наполняет и мотивирует?

Думаю, и то, и другое. Даже когда истощает, и я совершенно устала, но результат мне нравится, то я мгновенно наполняюсь чувством удовлетворённости и радости.

Artifex: Как вы думаете, в чем заключается основная функция изобразительного искусства? Восхищать, удивлять, эпатировать, заинтересовывать?..

Думаю, что всё из перечисленного имеет право на существование. Просто каждый художник выбирает для себя то, на чём больше сделать акцент. Я бы хотела поселить в сердцах зрителей чувство притяжения, сильной и положительной солнечной энергии. И оставить приятное послевкусие.

Artifex: А какой была самая лестная, самая приятная оценка из тех, что вам давали?

Наверное, когда мой профессор Таир Салахов сказал, что у меня очень мощная мужская рука. Мне правда это было очень приятно услышать.

Artifex: Кто является вашим главным критиком, к чьему мнению вы прислушиваетесь в первую очередь?

Для меня очень важна моя семья, поэтому мнение каждого ее члена имеет для меня большое значение. Благодаря им и их поддержке я могу работать и развиваться. К сожалению, папы уже нет с нами, но моя любимая мамочка, младшая сестрёнка и любимый сыночек — это мои главные критики. (улыбается)

 

Artifex: Существует ли для вас художник, современный или же из другой эпохи, которого вы считаете безусловным образцом мастерства?

Очень много достойных художников, которые заслуживают восхищения и подражания. Мне очень нравятся Врубель, Климт, французские импрессионисты, Тулуз-Лотрек. А также Эль Греко, рисунки Фешина. Вообще, многие на меня повлияли. Думаю, у любого художника так происходит. Это способ развития, пока не приходишь, наконец, к своему стилю.

Artifex: Как вы считаете, что отличает этих классиков художественного мастерства от тех, чьи работы не переживут и пары десятков лет?

Думаю, что художник не должен думать об этом. Он должен получать наслаждение от того, что делает, по-настоящему растворяться в самом процессе. Истинный художник не может существовать без этого, он просто гибнет. Я по-настоящему счастлива в своей профессии. И мне всё равно, останутся мои работы на века или нет. Но признание — это, конечно, тоже очень приятно.

Artifex: Как вы считаете, как художник вы уже полностью созрели?

Думаю, что созрела для того, чтобы понять: процесс развития никогда не прекращается.

Artifex: Галла, спасибо вам за уделенное нам время. Мы желаем вам успехов в дальнейшем развитии и будем следить за вашим творчеством.