Готхард Кюль (Gotthardt Kuehl) – талантливый художник, получивший международное признание уже в начале своей карьеры. Его можно с уверенностью назвать ярким представителем раннего немецкого импрессионизма.

 

Художник родился 28 ноября 1850 года на севере Германии в городе Любек. В 15 лет он переехал в Дрезден и поступил в Академию живописи. Во время учебы Готхард часто бывал на крыше академии, где была расположена студия-ателье, из окон которой открывался потрясающий вид на мост Августа и реку Эльба.

Именно этот городской пейзаж он рисовал во все времена, в разных художественных техниках и настроениях. В результате появилась картина «Вид на Эльбу и мост Августа на террасе Брюля» (Die Augustusbrücke zu Dresden im Schnee, 1895-1900), на которой изображен зимний вариант пейзажа.

 

 

В 1870 году Кюль поступил в Академию Изящных Искусств в Мюнхене. После ее окончания он переехал в Париж и прожил там 12 лет. В это время он много путешествовал по Италии и Голландии, изучал творчество великих мастеров прошлого.

Когда Готхард вернулся в Германию, он представил на выставку картины в новом для него стиле импрессионизм. Но вместо признания своего творчества автор столкнулся с издевательствами и презрением коллег. Его даже называли «cul de Paris», то есть «парижская задница». И это неудивительно, ведь такими жестокими нападками встретили даже родоначальника нового направления, известного художника Клода Моне, когда тот выставил картину «Впечатление», название которой и породило термин «импрессионизм». В дальнейшем этот художественный стиль стал «наказанием» для одних живописцев и началом творческих действий для других.

Во время путешествий Кюль любил наблюдать за людьми, он часто изображал их в красивых и изысканных интерьерах. В его произведениях преобладает легкость письма и светлые оттенки палитры. В Париже он нарисовал картину «В кафе» (Im Café, 1915), на которой изображена влюбленная пара, сидящая за столиком.

 

 

Но для художника были не чужды и социальные мотивы. На картине «Детский дом в Любеке» (Waisenhaus in Lübeck) он изобразил потертые стены, старую мебель, и в этом убого обставленном помещении - четырех девочек, которые занимаются шитьем. Не менее удручающее впечатление производит и полотно «Дом престарелых в Любеке» (Pflegeheim in Lübeck).

 

Чуть позже художник стал создавать картины, темой которых были пейзажи.

В 1895 году Готхард Кюль стал профессором дрезденской Академии художеств, а в 1902 основал художественную группу «Эльбцы». Также он являлся участником и новатором Берлинского сецессиона, организованного в 1899 году Вальтером Лейстиковым и Максом Либерманом.

Художник занимался преподавательской деятельностью до самой смерти. Он умер в Дрездене 9 января 1915 года.

В Музее Behnhaus в Любеке находится большая коллекция картин Кюля, иллюстрирующая почти все периоды его творчества. Среди них много полотен, которые имеют непосредственное отношение к его родному городу. Также его произведения можно встретить в музеях Берлина, Гамбурга, Дюссельдорфа, Лейпцига и Ганновера.