Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891—1942) — известный американский художник-реалист, или по-другому - риджионалист. Широкую известность он обрел за счет картин, посвященных сельской жизни американского Среднего Запада.

 

Для начала – немного о самом художнике. Грант родился в семье фермера в небольшом городке в Айове. К сожалению, долгое время он не мог заниматься живописью. У его отца-квакера — то есть члена религиозной христианской секты — было предвзято-негативное отношение к искусству. Только после его смерти Вуд смог заняться рисованием. Он поступил в Школу Искусств чикагского университета. Затем совершил четыре поездки в Европу, где долго изучал различные направления.

Его первые работы относились к импрессионизму и постимпрессионизму. Известнейшие из них - «Бабушкин дом в лесу» (Grandmother's house inhabit a forest, 1926) и «Вид Неаполитанского залива» (The Bay of Naples's View, 1925).

 

Две абсолютно разные работы, безупречно выполненные в представленном стиле. Если «Бабушкин дом в лесу» написан в песочной гамме и наполнен светом и теплом, то от второго пейзажа буквально веет холодом. На холсте, который мастер расписал в тёмной — чёрной, синей и тёмно-зелёной — гамме, изображены согнутые под ветром деревья. Возможно, как и другие авторы, рисующие в стиле постимпрессионизма и стремящиеся изобразить монументальность вещей, Вуд хотел показать величие бури, пред которой склоняются даже деревья.

Чуть позже художник познакомился с живописью немецких и фламандских мастеров XVI века. Именно тогда Вуд стал писать реалистичные, а местами даже утрировано реалистичные, пейзажи и портреты. Риджионализм, к которому обратился мастер — это направление, главной идеей которого является художественное произведение «сущности» этнокультурного региона. В России есть аналог этого термина — «местничество» или «почвенничество».

С изображением сельской жизни американского Среднего Запада у многих наверняка ассоциируется известный портрет женщины и мужчины с вилами, стоящих на фоне дома. И не зря, ведь именно Грант Вуд написал это известное полотно — «Американская Готика» (American Gothic, 1930). Вряд ли художник мог предполагать, что его работа станет одной из самых узнаваемых и пародируемых в американском искусстве.

А всё началось с маленького белого домика в стиле плотницкой готики, который он увидел в городе Элдон. Грант захотел изобразить его и людей, которые могли бы там жить. Прототипом дочери фермера стала его сестра Нэн, а натурщиком для самого фермера выступил зубной врач Байрон МакКиби. Портрет был выставлен на конкурс в Чикагском институте искусств, там он остается и по сей день.

 

 

Комментарии к полотну сильно отличались друг от друга. Критики оценили его как «юмористическую валентинку». У фермеров работа вызвала негативную реакцию: одна женщина грозилась откусить автору ухо. Даже сестра Нэн оскорбилась, что на картине её принимают не за дочь, а за жену фермера. Также были критики, назвавшие работу сатирой на сельскую жизнь маленьких городов. Но Грант Вуд вновь и вновь говорил, что хотел создать лишь собирательный портрет американцев. И только во времена Великой депрессии отношение к «Американской готике» изменилось - в ней рассмотрели изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

Но споры по поводу символов, скрытых в работе художника, не утихают с тех самых времен. Кроме того, есть подробное описание всех деталей картины, которые весьма интересны. Например, брошь «Персефона» на воротнике у дочери фермера. Она стилизована под античную камею и имеет свою историю, так как это украшение существовало в реальности. Вуд купил его для своей матери во время одного из путешествий по Европе. Художник считал, что девушка на ней очень похожа на Нэн. Кроме того, если посмотреть за правое плечо дочери, то можно заметить два цветочных горшка. В них находятся бегония и щучий хвост. Эти два домашних растения были излюбленными на Среднем Западе и олицетворяли женскую домовитость.

В наше время портрет является известным мемом. Начиная от известных личностей, изображенных в том же стиле и на том же фоне, хотя он может меняться. И заканчивая «Русской готикой» или Бивисом и Баттхедом.

В массовой культуре работа тоже часто мелькает. В одной из серий «Спанч Боба» (Artist Unknown) Сквидвард временно преподавал рисование, и можно увидеть «кальмаровый» вариант. А в трэш-экранизации романа Герберта Уэллса «Пища богов» на ферме на стене висит эта картина.

Это полотно, как можно заметить, очень известно и популярно, но единицы могут вспомнить его автора. Отчасти это из-за самого Гранта Вуда, который всю жизнь старался сделать так, чтобы о нём знали как можно меньше. Он даже создал для себя образ «художника-фермера», простачка из глубинки, малообразованного и абсолютно не интересного для прессы. Как мы можем заметить, вполне удачно. Вуд говорил:

«Я самый простой парень, какого вы только можете отыскать. Нет ни единой вещи, сделанной или пережитой мною, которую можно было бы считать хоть сколько-нибудь увлекательной»

Этот образ поддерживала и его сестра и муза Нэн. Она безжалостно боролась с теми, кто писал биографии её брата, называя их лжецами. Почти полвека она оберегала тот образ, который создал Грант Вуд, хотя он и не соответствовал реальному характеру художника.