Джованни Баттиста Пьяцетта (Giovanni Battista Piazzetta) – известный итальянский художник, которого вдохновляло творчество таких мастеров прошлого как Караваджо и Креспи. Он проникся их искусством, но это не помешало мастеру создать свой собственный стиль. В дальнейшем он приложил много усилий для того чтобы подрастающие юные дарования усвоили знания и приёмы, приобретенные им с годами.

 

Известный живописец и гравёр эпохи позднего барокко с детства был погружён в среду творчества. Он родился в семье Джакомо Пьяцетты, который занимался резьбой по дереву и скульптурой. Уже в 14 лет мальчик поступил в мастерскую Антонио Молинари, где стал знакомиться с искусством живописи, изучать работы других мастеров и делать первые шаги в своём становлении как художника. Его называют представителем венецианской школы, и это не случайность: Пьяцетта родился и скончался в Венеции. Он даже преподавал в венецианской Академии искусств. Несмотря на то, что живописец работал и в других городах, в его работах всегда была заметна венецианская мягкость, трепетное отношение к светотени, тщательная передача самых нежных оттенков.

В 40 годах XVIII века Пьяцетта принял заказ от фельдмаршала М. фон Шуленбурга. Художнику было поручено выполнить несколько работ с учетом модных тенденций. Но Пьяцетта добавил в картины особые поэтические нотки от себя, и на суд заказчика были представлены глубокие изящные полотна, в числе которых «Гадалка» (1740).

 

 

Две главные героини картины контрастируют друг с другом. Дама в центре одета в светлое, и сама искрится лёгкими нежными цветами. А темноволосая женщина слева, изображённая в чёрном платье, наводит на мысли о мистическом и неизведанном мире, который существует параллельно с привычной людям действительностью. Верхняя и нижняя части полотна также вступают в противоборство оттенками: небо затянуто темными тучами, а под ногами персонажей лежит высохшая желтоватая почва.

Работа «Явление Богородицы Святому Филиппо Нери» (1725-1727) во всей полноте раскрывает умение Пьяцетты использовать разнообразие колорита и передавать значительную часть сюжета через цвет.

 

 

Алессандро Лонги, автор биографий венецианских живописцев, дал феномену Пьяцетты название lume solivo (солнечный свет). Этот приём заключался в заполнении полотна солнечными лучами, которые дополняют изображённые на картине события, но не вытесняют другие краски и выглядят совершенно естественными.

Заслуга Пьяцетты, несомненно, состоит в том, что элементы барокко, рококо и реалистические новшества гармонично сочетались в его творчестве, будь то картины или более масштабные работы, например, композиция для плафона капеллы Сан-Доменико церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции.

 

 

Пьяцетте всегда удавалось выразить светотенью настоящие человеческие эмоции. Драма, трагизм или трогательность ситуации живописец мог передать с помощью прекрасного света на своих полотнах.

Так как Пьяцетта пользовался авторитетом у других художников, его приёмы не остались незамеченными, они были усовершенствованы и использовались в дальнейшем в творчестве живописцев других поколений.