Имя итальянского художника Федерико Дзандоменеги (Federico Zandomeneghi) неслучайно стоит в одном ряду с величайшими представителями импрессионизма XIX века. Родился он в Венеции в 1841 году. Огромная удача заключалась уже в том, что семья его была творческой – и отец, и дед были скульпторами, – а потому в юноше с детства воспитывались и поощрялись художественные способности.

 

Раннее творчество Дзандоменеги носит в основном социально-критический характер, что роднит его работы с веризмом. Кроме того, Федерико имел непосредственное отношение к маккьяйоли: он входил в круг художников этой группы, принимал участие в совместных выставках и разделял их эстетические взгляды.

Именно это творческое объединение во многом повлияло на ранние работы Дзандоменеги – им свойственны отдельные пятна чистых цветов на пленэре. Примером может служить холст «Палаццо Преторио во Флоренции», написанный приблизительно в 1865 году. Надо отметить, что в то время и в наиболее поздний период творчество Федерико носило исключительно патриотический характер.

 

 

Огромное влияние на художника оказали Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Мэри Кассат и Ренуар. Во многом благодаря им женские портреты руки Дзандоменеги выполнены именно так.

Пожалуй, самый известный из них – «Чёрные перчатки». На этом полотне изображена девушка в элегантном желтом платье, натягивающая чёрные перчатки. Её образ навевает ощущение усталости.

 

 

К парижскому периоду творчества, начавшемуся для Федерико в середине 70 годов позапрошлого века, относится огромное количество выездных зарисовок и картин. Художник был страстно влюблён в прекрасные пейзажи Франции.

Ей он посвятил лучшие свои работы. Среди них - «Отдых на лугу» или «Девочка в поле» и «На Сене». В этот же период родились «Ложа» и «Читающая девушка».

 

Только за одно это десятилетие Дзандоменеги подарил миру огромное количество шедевров. Итальянец словно вырвал сердце из грудной клетки, чтобы собственной кровью увековечить виды Парижа и его окрестностей, фигуры французов на улицах и набережных, местное светское общество, неповторимые интерьеры, выполненные в чисто французском стиле. Но, несмотря на столь сильное увлечение, Федерико удалось сохранить самобытность и оригинальность полотен и не слиться с толпой, подражая французскому импрессионизму.

Надо сказать, что и обнажённой натурой Дзандоменеги тоже не пренебрегал. На его холстах нередко можно встретить девушек, прикрытых лишь частично или не одетых вовсе. Чего только стоит «Вытирающаяся женщина», завершённая художником в 1898 году. Едва ли Федерико польстил фигуре изображенной девушки.

 

 

Изначально финансовые дела импрессиониста шли не так хорошо, как хотелось бы. Одно время ему даже приходилось подрабатывать иллюстратором в модных журналах. Однако в 1893 году он передал права на свои картины коллекционеру Полю Дюран-Рюэлю и с тех пор не испытывал нужды: его холсты начали успешно выставляться, хотя первая персональная выставка Федерико состоялась в Венеции в 1914 году, всего за три года до кончины. На родине же слава пришла к художнику лишь посмертно.

Надо отметить, что, несмотря на французское влияние, Фредерико Дзандоменеги до самого конца сохранил собственную индивидуальность. Его творчество отличалось декоративностью и стилизованностью, а также яркой палитрой и плотной фактурой. Талантливый живописец оставил о себе память в виде огромного количества шедевров, хранящихся ныне во многих музеях мира.