Чарльз Эфраим Бёрчфилд (Charles Ephraim Burchfield, 1893-1967) — известный художник, работавший в жанре акварели и графики. До сих пор ведутся споры о том, к какому стилю относятся его произведения. Кто-то говорит, что это реализм, другие называют его регионализмом, а некоторые вообще причисляют полотна Бёрчфилда к вижионаризму. Но что бы ни говорили, в истории искусства ХХ века этот американский художник признан одним из наиболее оригинальных и значимых.

 

Большинство своих работ Чарльз создал в возрасте от пяти до 28 лет. Дом, в котором он жил и творил, теперь является музеем Charles Burchfield Homestead Society.

После окончания учебы в кливлендском Институте Искусств Чарльз Бёрчфилд стал работать обойным дизайнером, но вскоре познакомился с крупным галеристом Фрэнком Реном. Это открыло ему дверь в мир искусства, и он вернулся к любимому делу, продавая свои картины, которые приносили неплохой доход. И хотя этот период жизни совпал с Великой Депрессией, Чарльз был популярным художником.

Интересной особенностью некоторых работ Бёрчфилда является техника «сухой кисти», когда при работе акварелью используется минимальное количество воды, а новые слои краски могут быть наложены даже спустя годы. Этим объясняется тот факт, что на некоторых полотнах стоит датировка с большим промежутком времени. Например, на полотне «Иссушающее июльское солнце» - 1949-60 годы.

 

 

Бёрчфилда характеризовали как «мистического и загадочного художника, мастера трансцендентных пейзажей, деревьев, излучающих телекинетическое сияние, и населенных призраками домов с исходящими аурами эктоплазмы». А его друг Эдвард Хоппер, один из крупнейших урбанистов той эпохи, писал о коллеге так:

«Работа Бёрчфилда в основе своей лежит не в искусстве, но в жизни, и в жизни, которую он знал и любил больше всего»

Если вернуться к началу, где говорится о направлении и стиле работ американского художника, то стоит несколько слов сказать о вижионаризме. Его характерная особенность – это спонтанное изображение увиденного в измененном состоянии сознания. А точнее - в состоянии транса или «трипа».

И тогда становится понятно, откуда берутся «призраки в домах» и «ауры эктоплазмы» на картинах Бёрчфилда. Но, не смотря на это, его работы впечатляют мастерски подобранной цветовой гаммой, а также необычным и наивным взглядом на окружающий мир.