Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) – французский живописец и график, энергия, энтузиазм и творческий потенциал которого сыграли огромную роль в истории мирового искусства. Без его работ не был бы таким, каким мы его знаем, романтизм. Этого художника называют предводителем романтического направления в живописи, хотя покрытая тайной биография лидера искусства содержит намеки на то, что он мог бы сделать карьеру политика.

Но это только предположения, основанные на слухах. Дело в том, что официально признанный отец художника, Шарль Делакруа, был политическим деятелем и занимал высокий пост министра иностранных дел. В то же время ходили слухи, что Эжен являлся сыном дипломата и мастера политической интриги Шарля Талейрана. Была еще и третья, самая смелая, версия происхождения Делакруа – его называли отпрыском самого Наполеона! Мать же мальчика происходила из известной семьи краснодеревщиков.

 

С живописью будущий художник был знаком с детства. Его дядя неплохо рисовал, и юный Делакруа часто наблюдал, как он пишет с натуры. В 1816 году Эжен поступил в Школу изящных искусств, где преподавал Пьер Нарсис Герен. Он стал учеником в его мастерской. Герен был приверженцем классицизма, а в Школе господствовал академизм, так что Делакруа в юные годы приходилось подолгу рисовать гипсовые слепки и оттачивать свою технику. Но более ощутимое влияние на дальнейшее творчество художника оказало его окружение. Так, например, он был поражён, восхищён и вдохновлён, увидев, как Теодор Жерико, стоящий у истоков французского романтизма, работал над произведением Плот «Медузы».

Картины Делакруа обладают силой и необычайной выразительностью. «Свобода, ведущая народ» посвящена июльской революции, когда Карл X, последний из Бурбонов, был свергнут.

 

 

Герои картины не похожи друг на друга: они имеют разное социальное положение, возраст, пол, что отражает единство французского народа. В центре картины – аллегорическая женская фигура, символизирующая Свободу. Она изображена в более светлой цветовой гамме, а трехцветный флаг французской Республики в её правой руке возвышается над всеми остальными объектами на картине. Павшие жертвы на переднем плане полотна – это дань Делакруа реалистичности, которая несколько пугает и шокирует зрителей.

В 1840 году Делакруа написал картину «Взятие крестоносцами Константинополя», которая изображает события Четвёртого Крестового похода. Крестоносцы, отправившиеся освобождать Иерусалим, свернули со своего пути и напали на Константинополь. Эжен Делакруа предлагает зрителям взглянуть на происходящее с высокой точки, что позволяет увидеть панораму города. На переднем плане художник опять размещает пострадавших, а рядом с ними – молящих о пощаде мирных жителей.

 

 

Делакруа изучал процесс живописи, разрабатывал новые приёмы и находил особые способы передачи заложенного в картину смысла. Он уделял много внимания цвету, который на его полотнах становился выражением динамики. Контрасты и продуманное использование различных оттенков позволяли художнику наделять свои картины экспрессией, пластичностью фигур и гармонией сочетания красок.