Эль Греко (El Greco) – художник, творчество которого волнует, заставляет задуматься и даже немного пугает, вводит в состояние неглубокого транса. Его считают испанским живописцем, но настоящее имя - Доменикос Теотокопулос - и данное итальянцами прозвище не оставляют сомнений в его национальной принадлежности.

Эль Греко родился в 1541 году в деревушке на острове Крит, но прожил там недолго. Как многие другие художники XVI века, он в поисках своего творческого «я» отправился в Венецию. Ему было уже 26 лет, но его становление как живописца только начиналось. Знакомясь с венецианской школой живописи, Эль Греко изучал работы Веронезе, Бассано, Корреджо и Тициана, в мастерской которого он обучался.

 

Но особенное влияние на него оказал Микеланджело и итальянские маньеристы. Для картин последних были характерны изломанные линии, напряжённые силуэты, деформированные и нереалистичные формы. Различными способами, в том числе композиционными, маньеристы добивались эффекта расширения одних и сужения других частей человеческого тела. Эти особенности в дальнейшем нашли своё воплощение и в творчестве Эль Греко.

Из ранних работ художника можно отметить картину «Христос исцеляет слепого». Существует три полотна Эль Греко на данную тему. Это позволяет сделать вывод, что живописцу данный сюжет был близок и интересен. Первая работа выполнена в более светлой цветовой гамме, нежели более поздние произведения. Но уже в ней можно увидеть характерную вытянутость лиц и особенное видение перспективы.

 

Манеру письма Эль Греко можно назвать стремительной и экспрессивной. Его полотна не светятся романтической мягкостью, а являют собой контраст света и тени, небесного простора и земли.

Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. На ней мы видим парнишку, зажигающего свечу. Робкий огонёк освещает лишь лицо мальчика, оставляя невидимым помещение, в котором находится герой.

 

 

Сюжет этого полотна несколько выбивается из ряда других работ живописца, он не является ни сценой из священного писания, ни зарисовкой какого-то конкретного события. Это тёплое и уютное по своей атмосфере творение свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста.

В 1576 году художник отправился в Испанию. Но он не случайно покинул гостеприимную Италию, где успешно освоил навыки живописи и приобрел много друзей в среде художников. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Хмурые насупившиеся облака нависли над этим испанским городом, удобно расположившимся на возвышенной местности меж лугов и лесов. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба.

Но всё же намного чаще живописец обращался к изображению библейских сюжетов и портретов. Эти направления куда характернее для его творчества. Люди, изображённые на картинах позднего периода творчества живописца, полны трагической одухотворенности. Их лица остры, несколько печальны и необычайно выразительны, а во взгляде каждого персонажа сквозит осознание неведомой зрителю истины.

Зачастую в своих картинах Эль Греко прибегал к вертикалям, используя их во всех элементах работы. Например, на картине «Христос, несущий крест» и черты лица, и складки одежды, и крест в руках Спасителя подчёркивают устремлённость ввысь. Смещение планов, как и возведённые к небу глаза Христа, усиливает этот эффект.

 

 

Творчество Эль Греко, кажущееся многим чересчур мрачным, в философском плане представляет собой череду размышлений о вечном. Что же касается техники живописи, то его картины – это блестящий эксперимент, в ходе которого художник делает попытку передать эти размышления через светотень.

Деформация в работах живописца представляется оправданным и преднамеренным шагом, благодаря которому зритель может точнее прочувствовать драматичность и осмысленность происходящих на полотнах событий.