Увидеть окружающую действительность совершенно новым взглядом. Раскрыть новые грани повседневности и рутины. Раскрасить привычную и тоскливую жизнь. Так это делает художница из Страны восходящего солнца — 86-летняя Яёи Кусама (Yayoi Kusama). Она большая любительница ярких париков, вызывающей одежды и всеобщего внимания.

Экстравагантная японка потрясает человеческое воображение своим столь необычным, но таким притягательным талантом. За полувековую карьеру она успела организовать скандальные антивоенные демонстрации, в которых активно принимала участие, устроить яркие и неоднозначные перформансы и подружиться с Энди Уорхолом. А ее девиз по сей день звучит так: Love Forever. Он точно передает бунтарское американское настроение 60-х.

У художницы были сложные детские годы. Ее развитием и воспитанием занималась строгая, властолюбивая и требовательная мать. Она часто наказывала ребенка за малейшее непослушание, в том числе и физическим образом. В результате чего к десяти годам у девочки серьезно пострадала психика: начались галлюцинации и разнообразные видения, которые чуть было не довели ее до суицида. Чтобы как-то сгладить беспокойное состояние, психиатр порекомендовал ей регулярно заниматься рисованием. Первоначально любимым орнаментом юной Яёй был горошек, пришедший к ней из собственных галлюцинаций.

«Как-то раз я смотрела на скатерть в красный горошек и вдруг увидела, что и потолок, и подоконник, и стены комнаты, и мое тело — вся Вселенная — покрыты этим красным горошком. Мне захотелось превратиться в ничто. Живопись стала единственным спасением», — вспоминает Яёи.

 

Выбирая достаточно значимое место для творческого развития, в 28 лет Яёи перебралась в город широчайших возможностей – Нью-Йорк. И быстро стала там популярной фигурой среди авангардного движения. Она совсем не стеснялась своего психического расстройства и при разговорах часто упоминала о нём. Это сыграло немалую роль в продвижении ее яркого стиля и творчества. Отличительной и узнаваемой чертой стал орнамент в горошек, знакомый ей с детства. Художница разрисовывала этим горошком все что можно, выплескивая краску за пределы холста. Двери, окна, полы, мебель, животные – горох повсюду!

В центре города она устраивала художественные хэппенинги и антивоенные перформансы. Яёи привлекала внимание нью-йоркцев собственноручно сделанными нарядами, раскрашенными флюрной краской, японскими традиционными одеждами и сумасшедшими аксессуарами.

Амбициозная Кусама много трудилась, а ее противоестественное визуальное восприятие вызывало интерес среди коллекционеров и ценителей искусства. Но в связи с ухудшением психического здоровья, в 1973 году она была вынуждена срочно вернуться в родной Токио. Где и сейчас, в преклонные годы, творит и радует преданных поклонников новыми трудами. Яёи по своему желанию сейчас проживает в психиатрической клинике, а ее творческая студия находится в шаговой доступности. Она по-прежнему убеждена, что лучшее лекарство для неё – живопись и искусство.

 

Особенный психоделический мир и бесконечное количество одинаковых круглых обличий делают границы между реальностью и иллюзией едва различимыми. Работы Яёи переносят в таинственный и гипнотизирующий мир, принадлежащий только ее воображению. А может, стоит и на себя примерить видение художницы? Каково это вообще — заблудиться в бесконечности?

После достаточно большого перерыва у Кусамы успешно прошло много персональных выставок и больших ретроспектив. Они вернули ей международную известность и сделали популярной персоной в современном искусстве.

 
Не так давно в московском Музее современного искусства «Гараж» прошла выставка «Яёи Кусама: теория бесконечности». На ней можно было увидеть чудеса изменения восприятия. Выставка включала в себя две работы-инсталляции художницы. Первая — «Бесконечная зеркальная комната» — представляла собой темное помещение с зеркальными стенами, полом и потолком. Оно было заполнено огромным количеством мерцающих частиц, которые отражались в зеркалах и, казалось, были повсюду. Работа пробуждала в посетителях необычное чувство: безмерности и необъятности пространства. Второе произведение — «Указатель в бесконечное пространство» — представляло собой комнату со своеобразным красным ландшафтом. Она была разрисована белым горошком, который изменял привычные пространственные ориентиры посетителей.

 

 

Яёи за свою долгую творческую карьеру создала около 50 произведений. А её работа «Абстракция №2» была продана за 5100000$, что сделало экстравагантную японку одной из самых дорогих из ныне живущих женщин-художников.

Яёи говорит, что искусство, в первую очередь, должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».