Пленительный, слегка фривольный, «галантный век» эпохи Рококо, чем ты можешь поразить воображение искушенного современного зрителя? Как далек ты от нас, XVIII век, и твой изысканный стиль рококо, которому покровительствовал французский король Людовик XV. Фаворитки короля украшали свои покои картинами Антуана Ватто и Франсуа Буше, Никола Ланкре и Жана Оноре Фрагонара, и других известных мастеров.

Сейчас гравюры этих работ можно увидеть в ГМИ им. Пушкина. И хотя, рококо иногда называли «обмельчавшим барокко», его беспечная расслабленность нашла отклик во многих сердцах. Если барокко бурно и театрально, то рококо декоративно - расслабленно. На стулья эпохи рококо невозможно было сесть, лишь только совсем слегка, иначе тонкие, очень изящные ножки просто-напросто ломались.

 


 

Даже в самом слове «рококо» есть что-то кокетливое. Культ молодости и сексуальности - вот что роднит наше время с той далекой эпохой. На картинах в основном изображались обеспеченные, ветреные молодые люди, отдыхающие на концертах, танцах на лоне природы, прогулках в полутени парковых аллей. Они молоды, красивы, жизнь для них – игрушка, которую и всерьёз воспринимать не стоит.

Одна из самых известных картин того времени – картина Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1767 году и награвированная Никола Делоне в 1768. Сюжет этой картины довольно фривольный: дама, раскачиваясь на качелях, дразнит своего кавалера, «нечаянно» подбрасывая в воздух крошечную туфельку. А некоторые сюжеты были еще более откровенными, дразнящими, волнующими.

В то время, как и в наши дни, понятие моды имело огромное значение. Эталоны моды рококо - стройная фигура и осиная талия, узкие плечи и маленькие руки, тугие корсеты и пышные юбки, много пудры и румян, роскошные парики и мушки. Женщина напоминает изящную фарфоровую статуэтку, а мужчины все больше напоминают женщин – те же парики, кружева и пудра. Вот как пишет об этом Г. Иванкина:

«Никогда - ни до, ни тем более - после, мужской костюм не был столь рафинированно-женственным, как в середине XVIII столетия; никогда эти два антипода – женская и мужская мода не были так близки друг к другу. И мужчины, и женщины были одинаково напудрены, расфранчены, обшиты кружевами и усыпаны драгоценностями. Как не существовало мужских и женских ароматов духов, так не было и различий в манере наносить макияж и мушки»

Сексуальность и расслабленность, стертые границы между мужской и женской модой, игры в переодевание, когда девушка переодевается в юношу и наоборот, культ развлечений и флирта, легкость и утонченность в общении, беспечность и радость жизни. Разве эти идеалы не торжествуют и в наши дни? И снова у Г. Иванкиной:

«Эталон красоты – изнеженный сибарит, главная забота которого – развлекаться всеми доступными средствами, дабы спастись от главного врага всей своей жизни - от неизбывной скуки. А мода, переодевания, выбор ткани для бального наряда – это лучший способ забыться, заглушить тоску и – страх. Страх перед неминуемой гибелью века»