Оригинальный псевдоним Vishvambhar, что в переводе означает «слуга Вселенной», подарил ему учитель, а сам музыкант дарит миру чарующие мелодии и духовные советы. Vishvambhar твердо убежден в том, что звуки лечат человеческие души, а планеты во Вселенной исполняют таинственный и замысловатый танец. Свою музыку он извлекает из удивительного индийского инструмента и скромно говорит о том, что сейчас находится только в начале своего пути.

 

 

Познакомиться с Vishvambhar и поговорить с ним об особенностях индийской музыки и ее связи с природой удалось Кюбре Икинджи во время яркого фестиваля «Липкий Джем», который прошел 19 ноября в клубе Stereo Hall.

 
Artifex: Ситар выглядит очень необычно. Пожалуйста, расскажите об этом музыкальном инструменте.

Ситар – это индийская лютня, одна из разновидностей индийских гитар, но более современный ее вариант. Одним из первых музыкантов, игравшем на нем, был Нарада Муни, который при помощи звуков путешествовал в пространстве. Этот инструмент характерен тем, что имеет несколько струнных рядов: первый - звенящий, как на гуслях, а второй более «зудящий» из-за порожка, который называется джавари. Если на обычных гитарах играют медиатором, то для ситара надо надевать специальный коготь, мизраб. Классический ситар больше по размерам, имеет две тыквы и два резонатара. Мой инструмент делали в Южной Индии, и его версия более адаптирована для выступлений на фестивалях.

Artifex: Как вы считаете, чем полезны сегодня такие фестивали, как «Липкий Джем»?

Здесь собираются люди, которые занимаются осознанным саморазвитием и объединены одним интересом. Как правило, это представители здорового поколения, стремящиеся к духовному совершенству. Плюс ко всему, такие фестивали, как «Липкий Джем», позволяют проявиться новым музыкантам, показать оригинальные музыкальные направления и рассказать о чувственных сферах посредством звуков.

Artifex: Оригинальность вашего творчества заключается в том, что оно восходит к индийским традициям. Чем эта музыка отличается от западной?

Здесь свой нотный строй. Вместо привычных «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» используется строй «са», «ре», «га», «ма», «па», «дха», «ни». Каждая из этих нот имеет свое эзотерическое объяснение. Например, га – гандхарва – это небесные музыканты, певцы. Ма – мадхияма – глубокое понимание. В западной музыкальной культуре применяется система полутонов, а здесь различают четверть тона и даже его восьмые части. Есть мнение, что живые существа, обитающие в высших сферах, различают даже 1/32 тона, и у каждой части есть свой термин и его объяснение: они означают планету, божество, возраст или животных.

Artifex: Если эта музыка неразрывно связана с природой, то как они влияют друг на друга?

Исходя из того, что звук – первый элемент во Вселенной, то он на многое влияет. После звука появилось пространство, затем огонь, а рядом с ним родилась вода. Бытует поверье, что мелодии раньше исполняли так, что они заставляли выйти солнце из-за тучи, подуть ветер, а цветок распуститься. Даже планеты исполняют свой танец под определенные звуки Вселенной. Мелодии разных музыкальных инструментов напоминают разные природные явления: например, ситар звучит как вода, духовые напоминают воздух, а ударные воспроизводят гром.

 

Artifex: А на человека звуки влияют, на ваш взгляд?

Когда я занимался индийской музыкой, слышал, что ситар даже лечит от шизофрении (смеется). Безусловно, звуки влияют на человека. Ведь гармоничное восприятие музыки заложено в нас на духовном уровне, как составляющее естества.

Artifex: У вас есть сторонники в таком необычном музыкальном направлении?

У меня есть друг, песни которого хорошего известны. Это Стас Намин. Мы с ним друзья по ситарам, и вместе уже создали несколько композиций в широком формате. К тому же, активно сотрудничаем с моими хорошими друзьями RAPAPAM и проектом Альберта Султанова ALBA, они тоже выступали на фестивале «Липкий Джем».



Artifex: Каким вы видите развитие этой музыки в будущем?

Со временем синтез акустики и современной музыки станет более глубоким. Живое исполнение и подача ценны тем, что все происходит здесь и сейчас, а запись создается в определенное время суток, при определенных погодных условиях и при определенном положении планет. Раги - разновидность индийской народной музыки - представляют собой настоящую звуковую терапию, а так как звучание инструментов способно погружать в глубокую форму медитации, то они будут вполне востребованы.

Artifex: Сложно ли создавать музыку, которая непосредственно связана с духовными практиками?

Надо найти свое вдохновение и обрести правильное окружение, чтобы получить хороший результат и не «лечить» созданную тобой музыку. Ведь согласно древней истории, однажды к Нарада Муни пришла Сарасвати и пригласила его на прогулку в один странный город, где они увидели искореженных, больных существ. Нарада Муни смиренно поинтересовался у богини, куда они пришли и что это за существа. На что Сарасвати ответила: «Это мелодии, которые ты однажды наиграл, теперь лечи их».

Artifex: Что нужно постичь в себе, чтобы лучше понимать музыку?

Чтобы лучше чувствовать звук, надо понимать: мы есть то, что мы едим. Я считаю лицемерием, когда человек говорит о любви и в то же время кого-то убивает. Например, я придерживаюсь вегетарианства не один десяток лет, и мне это помогает быть более гармоничным и внимательным в творчестве. К тому же надо вырабатывать в себе уважение к людям и прилежность к выполнению законов. Пора воспитывать здоровое поколение духовно богатых людей.