Сложно сказать однозначно, что понимают под словом техно. С одной стороны, так принято называть всю электронную, «техническую» музыку вообще, а с другой — вполне определенный жанр со своими особенностями. В этой статье мы будем больше опираться на второе понятие и поговорим о том, как из сначала модного, а затем андеграундного течения техно превратилось в музыку для интеллектуалов.
История, поджанры, стереотипы и музыканты из России — обо всем этом читайте в нашем материале.

Разговор о техно невозможно уместить в один — даже очень большой — материал. О многочисленных направлениях, музыкантах и витках истории можно говорить очень и очень долго, но наша цель в другом. В этой статье мы постараемся рассказать о самом важном и интересном в техно так, чтобы заинтересовать жанром как можно более широкую аудиторию.

 

ГДЕ, КОГДА И КТО

Техно появилось в 80-х годах неподалеку от Детройта. Первые эксперименты в новом жанре начали трое друзей: Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сандерсон. Музыканты пытались сделать немецкую электронику в духе Tangerine Dream и Kraftwerk более танцевальной, чтобы ее можно было включать в клубах. Вот что Деррик Мэй говорит о влиянии на них европейской синтезаторной музыки: «Эта музыка звучала шикарно и чисто, и для нас она была очень красивой, как космос. Мы жили в Детройте, и там было очень мало красивого... Все вокруг нас было в уродливом беспорядке, поэтому нас привлекала эта музыка, она "зажигала" наше воображение».

Первым техно-треком считается работа Хуана Аткинса No UFO`S, созданная под одним из его псевдонимов Model 500.



Но тогда легендарная «белвиллская троица» еще не называла новинку «техно». Сначала у жанра были неслабые проблемы с самоопределением! Как он только не назывался: и новым диско, и просто хаусом, а иногда даже хип-хопом. Но вот в 1988 году на лейбле Ten Records вышла компиляция под названием Techno! The New Dance Sound Of Detroit, и с тех пор эту музыку с четким ритмом и бесконечными повторениями, холодную и механическую, стали называть «техно».



По сути, можно сказать, что техно образовалось в результате слияния хауса, синти-попа и электро.

Основными центрами развития техно-музыки можно назвать Детройт, Париж, Лондон и Берлин. К слову, Германия вообще считается самой прогрессивной страной в плане электронной музыки, и лучшие диджеи в большинстве своем (как в 90-х, так и сейчас) появляются именно в Берлине. К 1993-му году Берлин стал неофициальной столицей техно, а еще он помог развитию хардкор-жанров техно-музыки, с более жестким звучанием и быстрым темпом, о которых мы расскажем ниже.

А Великобритания была первой страной, где техно обрело широкую популярность и стало чуть ли не массовым явлением.

Каждая из этих стран что-то привносила в классическое звучание, создавая таким образом неповторимый оригинальный звук. Во Франции, например, появилось целое ответвление техно со своим уникальным звучанием. Диджеев, которые принадлежали к этому направлению, и их музыку стали называть French Touch.

 

КАК ЗВУЧИТ

Музыкально определить техно довольно просто: обычно это постоянно повторяющаяся музыка в четырех дольном размере. На каждую четверть приходится удар бочки, клэп или малый барабан на слабую долю и хай-хэт на каждую восьмую. Темп обычно варьируется от 120 до 150 bpm.
Важной особенностью техно-музыки является использование для ее создания большого количества техники. Драм-машины и синтезаторы — то, без чего было немыслимо техно на заре его создания. Если вы немного углублялись в историю жанра, то наверняка слышали как минимум о легендарных Roland TR-808 и TR-909.

Как и любой другой стиль, техно постоянно развивалось и менялось, что привело к появлению разных направлений. О некоторых из них расскажем подробнее.

Детройт-техно считается классическим американским звучанием. Как раз то, что было в самом начале возникновения стиля — своего рода фундамент, на котором строились остальные направления. Характерной чертой является использование аналоговых синтезаторов и драм-машин или цифровой замены этого звучания, а в плане ритма - частое синкопирование, то есть перенесения акцента с сильной доли такта на слабую. Детройт-техно получилось в результате слияния афроамериканской музыки с электронной типа все тех же Kraftwerk или Giorgio Moroder. Кстати, в связи с этим направлением часто возникает число 313 — это телефонный код Детройта.

Пожалуй, самой популярной композицией, представляющей это направление, стал трек Деррика Мэя Strings of Life 1987 года. Он помог сделать техно самой популярной музыкой в Европе, хотя в этом треке даже не было баса!



Минимал-техно — это такое упрощенное атональное техно, в котором между саундом чувствуется большое пространство, хотя это и не снижает его интенсивность. В мелодии очень много незаметно сменяющих друг друга пассажей, что придает ей плавное звучание. Музыка без начала и конца — включите трек с любого момента, и вы не пропустите развитие мелодии, хоть она все-таки и движется, в отличие от эмбиента.

Основоположником этого ответвления считается продюсер Роберт Худ (Robert Hood). В какой-то момент ему показалось, что техно ушло слишком далеко от своих корней и потеряло идеи протеста. Худ же считал, что техно-музыка должна звучать так: «Просто барабаны, басы и танцевальные ритмы - то, что действительно важно. То, что заставляет людей танцевать». Классикой этого жанра считается дуэт Pan Sonic — в их музыке совсем нет мелодий или сложных ритмических рисунков. Зато есть бас и нойз — все, чтобы звучать глубоко и полно.



Габбер (габба) — голландский хардкор или техно с очень быстрым, иногда до 300 bpm, темпом. Звучит очень жестко и агрессивно, мелодичность — явно не про габбер. Вам может казаться, что под это невозможно танцевать, но только до тех пор, пока вы не увидите, как мастерски это делают посетители вечеринок «Скотобойня». Кстати, часто слово «габбер» употребляется и для обозначения поклонников этого направления, а само слово переводится как «приятель». Поначалу габбер слушали в основном футбольные фанаты, но очень быстро он вышел на рейвы. Из габбера же развился жанр happy-hardcore: по сути это та же габа, только с наложенной сверху какой-нибудь жизнерадостной мелодией, например, рождественской или из мюзикла.



Эмбиент — вообще довольно широкое понятие, употребляется для обозначения фоновой ненавязчивой музыки. Но в контексте нашей темы можно сказать, что это, грубо говоря, максимально замедленное техно без движения. Нежные переливы с минимальным развитием. Представьте, что музыка не движется вперед, а шевелится на одном месте: вроде бы есть движение, но нет динамики. Основоположником жанра считается Брайан Ино. Он записывал свои мелодии на клавишных, а затем склеивал пленки в кольцо — вот и весь эмбиент.

Эмбиент часто звучит в чиллаут-зонах, где рейверы могли отдохнуть от навязчивого техно. А еще эту музыку часто используют в качестве саундтрека к фильмам. Вот некоторые из них: “Космическая одиссея” 2001 года, “Заводной апельсин”,” Голова-ластик”, “Сияние”, “Бегущий по лезвию”, “Малхолланд Драйв”, “Донни Дарко”, “Солярис”, “Милые кости”, “Социальная сеть”.



Кроме этого существует огромное множество и других направлений техно: джаз-техно, интеллиджент, блип-техно, эйсид, шранц… Даже многие страны имеют свое, именное направление техно, характеризующееся особенным звучанием.

 

ТЕХНО И НАРКОТИКИ

Техно = рейвы = наркотики. Такой стереотип существует в сознании большей части людей, хотя бы поверхностно знакомых с культурой рейвов. Возник он не на пустом месте. В самом начале развития стиля практически все посетители техно-вечеринок действительно употребляли наркотики (чаще всего - экстази).

Почему? Самое популярное объяснение такое: часто вечеринки длились не один день, а многие рейверы сразу после тусовки в клубе ехали на загородные рейвы, после которых отправлялись на новую локацию. И так могло продолжаться довольно долго. Обычному человеку выдержать такой ритм без стимуляторов практически невозможно. И тут на помощь приходили «Е-шки». Кроме того, под воздействием наркотиков техно звучало гораздо полнее и глубже, и танцующие вдруг открывали для себя новые грани любимой музыки.

Одно время в клубах существовала своя система оборота таблеток/порошков/травки и других наркотиков на любой вкус. Охрана клуба, как правило, была в курсе происходящего и смотрела на это сквозь пальцы. Посетителям и дилерам стоило опасаться только полиции. Кстати, такая ситуация была не только в европейских клубах. В Москве одно время существовал знаменитый клуб “Птюч”, в котором играли в основном хаус, а позже — техно. Так вот “Птюч”, как говорят некоторые из его посетителей, был просто доверху напичкан наркотиками вплоть до своего закрытия.

Но нельзя говорить, что абсолютно все техно-вечеринки проходили в диком наркотическом угаре. С течением времени появились и такие, организаторы которых были категорически против употребления любых препаратов, так как хотели развенчать сложившийся стереотип о тесной связи техно-музыки и экстази. И это в какой-то мере удалось сделать. Появились вечеринки, на которых собирались противники употребления любых наркотических веществ. А в некоторых клубах вообще даже алкоголь не продавали, в баре посетителям предлагали исключительно фруктовые соки.

Сейчас уже техно перестало быть синонимом экстази. Эта музыка развилась настолько, что стала важнее сопровождавших ее веществ.

Техно захватило большую аудиторию молодых людей и какое-то время было довольно модным явлением. Но любое модное направление рано или поздно сменяется другим, и техно со временем все глубже уходило в андеграунд. Возможно, причина была в том, что эту музыку практически невозможно слушать дома — она предназначена для клубов, вечеринок и танцев. Пробыв в “подполье” какое-то время, техно вдруг стало жанром для интеллектуалов. Не массовая и «сложная», теперь эта музыка обретает второе дыхание в кругу «избранных», которые не спешат развенчивать мнение о том, что для понимания техно нужно обладать определенным набором знаний и особой духовной организацией.

 

Artifex напоминает, что употребление, хранение и распространение наркотиков влечет за собой уголовное наказание. Текст составлен в ознакомительных целях и не является призывом или руководством к действиям.



 

ТЕХНО В РОССИИ

В 90-е техно пришло и в Россию. Тогда это была не просто музыка, а еще и политика: протест, жажда свободы. К тому же это было абсолютно новым явлением. Начались первые рейвы, появились техно-клубы и первое поколение российских техно-музыкантов. Эта музыка в нашей стране прошла примерно такой же путь, как и везде в мире, и в последние годы мода на техно вновь возвращается. Конечно, до такой популярности, как у рэпа электронике еще далеко, но может, ей это и не нужно?

Как правило, техно-диджеи избегают фотографий и интервью, ведь техно анонимно и отказывается от звезд. Но, конечно, без исключений не обходится, и сейчас все чаще техно-диджеи стремятся к популярности и узнаваемости. А если и не стремятся, то она сама их настигает. О некоторых техно-музыкантах России мы расскажем подробнее.

Нина Кравиц - DJ и продюссер электронной музыки из Иркутска, занимается диджеингом с 2003 года, а в 2005 попала в академию Red Bull Music. Постепенно прокладывая себе путь к верхушке электронной музыки, Нина все-таки до нее добралась. Сейчас девушка выступает как в маленьких закрытых клубах, так и на огромных фестивалях, ее обожают в Европе и ценят в России, а музыкальные издания расхваливают ее широкий музыкальный кругозор и тонкий вкус. Кроме того, в разговоре о Нине Кравиц часто всплывают темы феминизма и сексуальности, и, глядя на нее, невозможно не отметить ее внешнюю привлекательность.
Нина — основательница собственного музыкального лейбла «трип», на котором издаются молодые музыканты. В том числе, Никита Забелин.



Никита Забелин — музыкант из Екатеринбурга. Он, пожалуй, самый известный диджей в московской тусовке. Молодые рейверы могут не знать даже Нину Кравиц, но когда слышат имя Забелина, уважительно кивают головой. Никита — участник Boiler Room, основатель своего творческого союза Resonance Moscow и ведущий одноименной музыкальной программы на радио Megapolis.FM. «В духовном смысле моя задача — различными средствами зарисовать, уловить, зафиксировать характер российской музыки. Чтобы это сделать, нужно сосредоточить огромное количество этой музыки в одном месте, пропустить её через себя, вникнуть, чтобы иметь возможность её анализировать, выявлять закономерности», — рассказывает Забелин изданию Mixmag.



Geju — это электронный дуэт в составе Георгия Топуридзе и Дениса Курченко. Музыканты основали свой лейбл (он же — бар) Leveldva, который занимается продвижением жанра chillrave. Это, как не трудно догадаться, смесь чилла и рейва, то есть расслабляющая музыка, под которую, тем не менее, хочется танцевать. В ней много ориентальных мотивов, под нее можно отлично помедитировать, если на танцы уже не осталось сил.

Geju уже дважды выступали на фестивале Burning Man, про них пишет Resident Advisor, пожалуй, самое влиятельное издание в мире электроники. Сами музыканты сравнивают работу диджея с шаманством, и с этим трудно не согласиться.



По словам музыкального журналиста Андрея Горохова, техно нужно, чтобы нести людям радость — танцы. Это, пожалуй, единственное назначение техно-музыки. Ее не слушают дома, ей невозможно подпевать, и вряд ли она отразит состояние души в моменты грусти или смятения. Зато в клубе ночью техно звучит как нельзя кстати. Это функциональная музыка без содержания, она ничего не хочет сказать и ни к чему не призывает. Зато дарит чувство свободы и радость. И разве этого мало?