Заходишь в помещение – а перед тобой потолок свисает и ноги из него торчат. Нет, это не коматозный бред, в Москве проходит выставка Дэниеля Аршама (Daniel Arsham). Этот американский художник работает в разных видах изобразительного искусства – скульптура, архитектура, дизайн, сценография, видео-арт, фотография. Он даже выступал в роли модельера, разработав, например, дизайн белых кроссовок для Addidas.

Дэниел очень плодовит и разносторонен в своем творчестве, и у него всё получается весьма успешно, за что он был не раз отмечен различными наградами и премиями в области искусства. Положив в основу своего творчества некую игру с восприятием, Аршам создает объекты и инсталляции, которые «существуют как будто во сне, в них что-то невозможное или нелогичное становится материальным и реальным».

 

Сразу хочу сделать небольшое лирическое отступление. О Дэниеле Аршаме я узнала совершенно случайно – в Instagram! Давно наблюдаю там за его творчеством, процессами создания арт-объектов и даже не чаяла встретиться с его работами воочию. И вот однажды, около года назад, в Instagram Stories я увидела его фото с огромной головой Ленина. Какова же была моя радость, когда я узнала, что он приезжал в Москву, как оказалось, в поисках помещения для своей выставки, и остановился на огромных павильонах ВДНХ. Так что и из соцсетей можно вынести что-то полезное, если не наблюдать исключительно за содержимым чужих тарелок или размерами задниц и губ.

 

 

Однако это имеет и свою оборотную сторону. Пролистывая сменяющиеся картинки, я не удосужилась ничего узнать об авторе, а он, оказывается, чрезвычайно известный и плодовитый творец! Дело отнюдь не в моей лени или желании остаться невеждой. Просто я люблю воспринимать объекты искусства в первую очередь сами по себе, без исторического, биографического или культурологического контекста – так любая рождающаяся эмоция от восприятия становится наиболее честной. К этому стремились и не стремились одновременно авангардисты. Дэниел Аршам, являя собой некое современное продолжение их творческого кредо, как оказалось, и сам не против такого подхода к восприятию своих работ и очень не любит отвечать на вопросы: а что это означает? что вы хотели этим сказать? какой смысл заложен в этой работе? У его работ на выставках даже нет привычных в музеях подписей, потому что нет и самих названий.

«Я пытаюсь избегать ситуаций, когда у произведения искусства есть единственно верное толкование, я не хочу ограничивать свободные интерпретации»

Ближе всего творчество Дэниеля Аршама, конечно, к сюрреалистам – там тоже создается новое путем деформации уже существующего и привычного, порой доведенного до абсурда в своей нереалистичности.

«Меня очень интересует идея, что физически нереальные события все-таки возможны»

Не случайно название его архитектурного бюро звучит как Snarkitecture, обыгрывая созвучие слов «архитектура» и наименование вымышленного существа из поэмы Льюиса Кэролла.

 

 

Московская выставка, носящая название «Архитектура в движении», очень ярко демонстрирует этот подход художника. Преображение пространства происходит за счет игры с физическими свойствами архитектуры: вместо прочности и жесткой монолитной целостности мы видим пластичную и живую субстанцию, которая меняет форму до невообразимого и растягивается. Белые скульптуры с легкостью трансформируют поверхности, на которых размещены. Для воплощения художественного замысла в павильоне «Карелия» пришлось возвести фальшьстены, частично объекты были транспортированы прямиком из Америки, а остальное возводилось и монтировалось прямо на месте. В интернете есть видео и фотографии процесса создания объектов, но я советую вам сначала сходить на саму выставку, а уже потом разрушать всю иллюзию, разоблачая фокус.

Павильон «Карелия» был выбран Дэниелем неслучайно. Так как творчество художника лежит на стыке разных видов изобразительного искусства, его весьма привлекло строение, где фронтон с резными деревянными скульптурами органично и самобытно вписывается в архитектуру здания, создавая поразительное единство.
На выставке для меня открылся еще один изумивший меня секрет, который был неизвестен и другим посетителям, хотя, по-видимому, именно этот фактор во многом определил пристрастие Дэниеля к скульптуре и архитектуре. У него одна из сильных форм дальтонизма с самого детства. Это, как известно, мешает различать цвета и их оттенки, так как всё выглядит приблизительно одинаково серым/бежевым, но позволяет сконцентрироваться на тоне. Это и объясняет выбор Аршама в пользу графичных видов искусства, где линии, форма, конструкция и светотень играют превалирующую роль над цветом. И неудивительно, что, когда у него появились специальные очки, приближающие цветовое восприятие к нормальному, у Дэниеля, помимо искреннего детского восторга и радости из-за новых впечатлений от увиденных по-другому привычных вещей, случился творческий кризис. Он отказался постоянно носить эти очки. Поэтому вполне объясним монохромный выбор для его экспозиций либо использование всего одного-двух конкретных цветов; московская выставка предельно графична, так как выполнена исключительно в белом цвете. Можно сказать, творческая судьба Дэниеля Аршама не только интересна, но и жизнеутверждающа: некий дефект превратить в преимущество – это ли не стимул, это ли не мотивация!

 

 

Идя на поводу у общественности, я вслед за искусствоведами, журналистами и кураторами выставок называю Аршама художником, но вижу его скорее талантливым и грандиозным дизайнером. Хотя в данном контексте мне, конечно, больше импонирует английское artist – это понятие более широкое и не требует дополнительного объяснения при использовании. Как и свойственно последним, Дэниел Аршам очень удачно сотрудничает с другими людьми, создавая впечатляющие коллаборации, и успешно работает с заказчиками, разрабатывая дизайны различных изделий. Его работы красивы, изящны, четко продуманы, идеально вписываются в интерьер и предельно понятны любому посетителю. Они не вызывают у него чувств неловкости и обиды от того, что автор говорит на каком-то сложном, напыщенном языке, обращаясь лишь к узкому кругу посвященных, что порой можно встретить в музеях современного искусства. Хотя, конечно, творчество Аршама не избегает и цитирования.

Арт-объекты этого дизайнера лишены конкретной идеи, «не имеют смысла как такового», не несут некой воспитательной или побудительной функции. В них также нет требующего вскрытия подтекста, что, по моим представлениям, должно присутствовать в любом произведении художника. Однако это нисколько не умаляет достоинства творческого видения и вкуса Дэниеля Аршама. Каждая из его работ, несомненно, выражая эмоцию, переработанные впечатления и побуждения автора, ведет необычный диалог со зрителем – и это очень важно.