Настоящие картины можно создавать не только при помощи привычных всем красок на холсте, но и, например, ножом по дереву. Такие удивительные деревянные «полотна» Кронида Гоголева, на которых изображены бытовые сцены крестьянской жизни, и даже живописные пейзажи, служат отличным тому доказательством. А ведь резьба по дереву - куда более энергозатратный, но захватывающий способ рисования, чем классическая живопись.

 

Кронид Александрович родился в 1926 году в семье священника, который решил дать сыну имя в честь бога Зевса. Юношество будущего художника проходило в тяжелое военное время. В 1941 году Кронид окончил семилетнюю школу, а в 16 лет молодой человек попал на фронт. Он пережил все ужасы Великой Отечественной, стойко выдержал военные испытания, за что получил медали «За отвагу» и «За взятие Кёнигсберга».

Через три года после демобилизации Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а после его окончания отправился в Карелию. Там он сначала работал в поселке Кестеньга, а затем перебрался в город Сортавала. В тот период мастер совмещал сразу несколько занятий: он трудился художником-оформителем, подрабатывал преподавателем и заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена.

Именно в Карелии Гоголев впервые открыл для себя резьбу по дереву в технике глубокого многослойного рельефа. Этот народный вид искусства был почти забыт, поэтому работы мастера не сразу получили признание, а коллеги считали его «чудаком» и смотрели на него свысока.

Понимание того, что Кронид Гоголев возвращал к жизни утерянные традиции русской школы резьбы по дереву, пришло гораздо позднее, но принесло художнику небывалую популярность. В 1985 году Гоголева приняли в Союз художников Карелии, а еще через три года в городе Сортавала открылся его персональный выставочный зал.

Свои картины Кронид посвящал родной Карелии и суровой ладожской природе. Художник воспевал красоту и мудрость жизненного уклада северной деревни, ее многовековые традиции и простые будничные дела.

Сегодня, когда самого мастера уже не стало, его работы продолжают радовать зрителей в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Валаама, Америки, Германии, Финляндии, Швеции и даже Японии.