«Добро пожаловать в Dismaland. Жизнь — не всегда сказка…»

Каким-то чудом мне удалось попасть в знаменитый Парк Потрясений Dismaland перед самым его закрытием. Это масштабная выставка легендарного уличного художника Бэнкси (Banksy). Открыли парк в конце августа на территории бывшего бассейна Tropicana курортного города Уэстон-сьюпер-Мэр (Weston-super-Mare) всего на один месяц. Добираться от Лондона до парка надо почти три часа! Несмотря на это, за месяц парк посетило 150 000 человек и до последнего дня стояли адские очереди.




Проект Dismaland — это такая аллюзия на Диснейленд. «Парк Тлен» — это, в первую очередь, фестиваль современного искусства, веселья и лёгкой анархии», — пишут в пресс-релизе авторы. «Это место — хаотичный новый мир, куда можно убежать от бессмысленного пребывания в мире иллюзий. Вместо развлекательности у нас музей. Там, где должен находиться магазин подарков, — библиотека. Хотя магазин подарков тоже есть. Это парк на взрослые темы. Это «Парк Потрясений», который должен показать миру правдивую сказку с актуальными проблемами». Всего в создании парка приняли участие более 50 художников. Всех художников Бэнкси собирал сам, но при этом вживую ни с кем не встречался. Он просто отправлял им e-mail c предложением принять участие в выставке. Отказались только двое.

 

27 сентября, как и было запланировано, парк закрылся. Теперь его разберут, деревянные конструкции будут отправлены во французский город Кале для строительства бараков для мигрантов из Сирии и Африки.

В буклете о парке говорится: «Бэнкси — это автор Русалочки, смерти, косатки, голубей, подглядывающих, Золушки, фонтана, питона с мышкой, большой волны, пруда с лодками… И все равно он думал, а не мало ли у него работ в парке».

 

За месяц работы парк посетило больше 150 000 человек! Это при том, что попасть в Дисмеленд было непросто. Билеты через интернет раскупили за несколько часов. А в очереди на вход надо было провести немало времени. Кстати, главная фобия Бэнкси — показаться продажной душонкой. Поэтому билеты на вход стоили всего по три фунта. После покупки билетов гости подходили ко входу. Здесь их сразу встречала первая инсталляция — картонная версия зоны безопасности.

 

Все было сделано как декорации для какого-то мультика. Сотрудники охраны были крайне неприветливы, обыскивали гостей, заставляли вытаскивать металлические предметы перед проходом через картонную рамку.

Сотрудники парка сами являлись одной из главных достопримечательностей. Они постоянно взаимодействовали с публикой и задавали настроение. По концепции весь персонал был крайне неприветлив. Такое впечатление, что Бэнкси нанял на работу бывших сотрудников «Почты России», продавцов советских магазинов или пограничников из Шереметьево. Все ходили с угрюмыми лицами и хамили.

Пример: подошел покупать пиво, попросил два стакана по полпинты. Парень за баром начал ворчать: «Два по полпинты… А что, вы из одного не можете попить? Только стаканы перемажете, а мне мыть потом»… Ворчал, но наливал. Расплатился картой, он спросил, нужен ли мне чек. Я сказал, что нет, на что тот отматал побольше ленты, скомкал ее и отдал вместе с картой, предварительно запачкав ее пивом.

 

Ещё один пример: на входе продавали буклеты, девушка-продавец тоже была крайне неприветлива. В начале она пыталась за пять фунтов выдать порванный и измятый буклет со словами: «Берите, что дают!» После уговоров дала новый. Дальше начала возмущаться, что у нее нет сдачи. Сдачу могла ходить искать минут пять, а потом скомкать купюры и кинуть их на стол перед вами.

Всюду депрессия. Одна из сотрудниц парка разбросала игрушки на детской площадке. Посетительница парка пришла сдавать клюшку от мини-гольфа, но в будке никого не было. Работница отдыхала рядом и орала из-за угла: «Я одна, а вас много! Не видите, я ушла на обед?!» В общем, работники очень смешные. Чувствуется, у автора детская травма от посещения Советского Союза. :)

 

Для парка потрясений Бэнкси создал десять новых работ. В их числе − инсталляция с погибшей Золушкой. В ней легко проглядывается ассоциация с гибелью принцессы Дианы. Перевернутая карета, на заднем плане − скутер преследователя и десяток папарацци, которые освещают место аварии вспышками камер. Очень сильная работа.

 

Как и положено парку развлечений, в Дисмеленде была карусель! Но не простая… Пару лет назад в Британии был скандал — в еде везде начали находить конину. В совершенно разных мясных продуктах обнаружили примеси конины. Народ был шокирован, не то чтобы кто-то жалел лошадок, просто сам факт такого грандиозного обмана возмутил людей. Одна из инсталляций в парке отсылает к этому скандалу. На обычной карусели, которые стоят во многих парках аттракционов, сидит мясник, за спиной которого подвешена лошадка. Он явно собирается пустить ее на лазанью, которую потом будут продавать в британских супермаркетах.

 

Вот что рассказывает мой знакомый Костя Пинаев, который тоже был тут: «К сожалению, 90% на фото не передать. Атмосферу создает персонал. Там абсолютно все работники ходят с такими лицами. Как будто 50 лет в советской торговле провели или проходили тренинг в пограничных службах Шереметьево. Только там смешно. С этой дамой у меня получился самый эпичный диалог. Его надо с выражением читать по-хорошему. Сажусь на карусель. Она ко мне подходит и с каменным лицом смотрит в другую сторону: «Так, заплатили?» Причем тон у неё хозяйки положения. «Нет, простите, не знал, что платно». Она продолжает, не выходя из роли усталой продавщицы универсама из прошлого: «Платно. Не бесплатно же тут катать всех! Два фунта». Пока ищу два фунта, в воздухе виснет неловкая пауза. «Давай, солнышко, поторопись! (Hurry up, sunshine!)». Потом с лицом, как на фото, садится на соседнюю лошадку на карусели и катается :)».

Еще среди развлечений можно найти тир, в котором нужно стрелять по гопникам, дорожным рабочим и геям. Типичный аттракцион на ловкость рук. Такие есть на всех трешовых британских курортах. В отличие от классического развлечения с ловлей уточек, здесь они плавают в нефти, а венчает все измазанный в нефти пеликан. Отсылка к теме BP и к аварии на их платформе в Мексиканском заливе. Выиграть почти невозможно. За два фунта дают попробовать, но персонал с каменными лицами мешает тебе изо всех сил, бьет по палке в самый момент зацепа. Очень смешно получается. Приз − fish fingers (в пакетах наверху).

 

А это аттракцион с беженцами! Если приглядеться, можно увидеть четыре руля. За пару фунтов тебе дают порулить лодками с беженцами или полицейским катером. Задача полицейских − блокировать лодку с беженцами.

 

Или вот, супер-аттракцион. За один фунт тебе дают три шарика для пин-понга, которыми ты должен сбить с постамента чугунную наковальню. Победитель в подарок получает… наковальню!

 

 

Стол для пикника, делающий мертвую петлю, специально для Бэнкси создал известный мебельный дизайнер Майкл Бэйц.

 

 

А это одна из самых знаменитых инсталляций. Называется Big Rig Jig. Ее построил Майкл Росс, который, в общем-то, только ей и знаменит. 12-метровая скульптура сделана из двух грузовиков, а наверху находится смотровая площадка. (Смотровая площадка была у этой штуки на Burning Man, на нее нужно было лезть сквозь всю скульптуру).

 

Очередная работа Бэнкси. Лавочка с чайками, напавшими на женщину. Наглых чаек очень много в курортных городах Британии.

 

 

По вечерам в парке проходили концерты, об одном из них я писал. Косатка — еще одна работа Бэнкси. Тут угадывается недавний скандал в парке развлечений Sea World в Орландо. Там после того как одна из косаток съела своего тренера, все решили, что косаткам грустно и тесно. Так что теперь многочисленные активисты борются за освобождение несчастных животных.

 

 

Коня построил художник Бэн Лонг, использующий в своих инсталляциях только повседневные материалы. Например, эта скульптура полностью сделана из строительных лесов.

 

 

Декорации к парку можно встретить во многих городах России. :) Заброшенные аттракционы, разваленные лестницы, здания и фонтаны. В качестве сувенира из парка можно привезти инструменты для открытия автобусных билбордов. Они начали активно продаваться после лондонских протестов против выставки вооружений. По всему Лондону рекламу выставки меняли и заклеивали детскими рисунками вместе с работами участников Дисмеленда. Кстати, посетителям раздают шарики «Я дебил».

 

Выход из парка сделан, конечно, через сувенирную лавку. Для тех, кто не в курсе, «Выход через сувенирную лавку» − это название фильма Бэнкси о стрит-арте, за который он был номинирован на Оскар. Обязательно посмотрите, если не видели.

 

 

На выходе попрошайка сидит около фургона BBC.

Вот непонятно, это тоже современное искусство? Или просто попрошайка сел около фургона?
 


По материалам varlamov.ru