Этот человек не просто фотограф или художник. Он ещё немного философ и мыслитель. Алан Воуба сочетает в своём творчестве разные стили и направления, ищет ответы на острые вопросы искусства и показывает людям своё видение определённых вещей и проблем.

Алан Воуба умеет говорить о серьёзном не только с помощью своих удивительных работ. В интервью, которое подготовила для вас специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая, фотохудожник рассказал о многих важных аспектах творчества и жизни.

 

Artifex: Добрый день. Я хочу поговорить о двух последних сериях ваших работ: «Узор» и «Спящие». Вы используете сочетание графики и фото. Как вам пришла такая мысль?

Наверное, этому способствовало несколько факторов: две профессии – графический дизайнер и фотограф, обучение во флорентийской школе дизайна и фотографии, и, пожалуй, самое главное, что сформировало моё творческое мировозрение – это наблюдение за работой мамы на протяжении всей сознательной жизни. Она очень сильный художник, одним из направлений которого являются постоянные исследования и поиски в области геометрической абстракции.

Artifex: Сложно ли технически сочетать графику с фото?

Сначала я нахожу идею, изучаю материал, делаю наброски, после чего уже приступаю к съёмкам. Порой именно геометрия, сочетание форм и знаков диктуют масштаб фигуры внутри фотографии, типаж самой модели, даже при условии того, что съёмки проводились с одинаковой схемой освещения.

Artifex: До вас кто-то делал уже подобные работы?

Геометрический рисунок в сочетании с фигуративом, безусловно, встречается. Кто-то использует геометрические инсталляции на фоне пейзажей, потом фотографирует, кто-то использует геометрический рисунок поверх скульптуры, у меня же всё происходит на стыке графического дизайна и фотографии, назовём это фотографикой.

Artifex: В серии «Узор» женские портреты смешаны с орнаментами. Почему?

В этой серии использован именно славянский, русский узор. «Узор» трактуется как рисунок, представляющий собой сочетание линий и красок, отражающий генетическую память поколений, представления людей о формах, пространстве и гармонии мира. А женский портрет – образ праматери, хранительницы генетического кода.

Artifex: Почему вы выбрали именно такое цветовое решение?

Если касается серии «Узор», то тут происходит игра со зрителем. В экспозиционном пространстве раздавались анаглифные очки. Не было задачи создавать 3D-изображение, это было бы банально и пошло, но вот хроматическая вибрация, возникающая при этом, как раз то, что было нужно.

Artifex: В чём смысл этих картин?

Очередной раз обратить внимание на славянский узор, удивительный и прекрасный. Тут скрыта целая философия народов России. Я в своём проекте лишь слегка прикоснулся к этому огромному пласту культуры, который сегодня, кажется, ушел в прошлое. Не зря к народному творчеству обращались и знаменитые русские авангардисты начала ХХ века.

 

Artifex: А в чём смысл проекта «Спящие»? Что вы хотели донести с его помощью?

Серия «Спящие» об эскапизме... О моём поколении... Люди, не согласные со стереотипами в обществе или не нашедшие поддержки, всегда будут стремиться либо изменить этот мир, либо уйти, убежать от него. Порой это происходит от безысходности, от моральной опустошённости и непонимания, ведь уход от проблемы – это самый лёгкий способ её решения. Для многих самовольная изоляция от общества или переход в изолированную среду – путь развития, в результате которого человек, отгораживаясь от ненужной мирской суеты, от потребительского образа жизни, сможет заглянуть внутрь себя… Плох ли этот путь самостоятельного человека, стремящегося к самопознанию? Кто-то уходит осознанно, потому что перерос это общество, а кто-то перестаёт проявлять интерес к принятым в социуме ценностям, предпочитая мир своих грёз.

Серия состоит из изображения обнажённых фигур и портретов. Искренность духовного состояния моделей подчёркивает их обнаженность, геометричность является представлением о формах и пространстве мира, его гармонии, упорядоченности, лежащих в основе жизни. Геометрия на портретах − мыслеформа, которая, смещаясь, меняет изображение, создавая новый эмоциональный тон ощущений.

Artifex: Серия выполнена в ч/б. В одном из интервью вы заметили, что в ч/б есть тонкая грань между красотой и пошлостью. Как вам удаётся держать баланс между этими двумя крайностями?

Эта грань проходит через всю жизнь. Стараться быть осознанным, понимать, что делаешь здесь и сейчас. В этом вся сложность. Можем рассмотреть на примере съёмки натуры. Необходимо объяснить модели, чего ты ждешь от неё, настроить на правильный лад, а во время съёмки постоянно следить за языком тела, ведь даже небольшой наклон головы из стороны в сторону прочитывается нами, как диапазон от страха до секса. С этим я много работал в другом проекте «ΦΌΒΟΣ», где изучал возможности визуализации страха на плоскости.

 

Artifex: А какой совет вы можете дать начинающим фотографам, чтобы их работы не выглядели пошлыми?

Всё время снимать, больше смотреть, экспериментировать, даже делать нарочито пошлые фото, чтобы понять, как всё это работает. А дальше при наличии вкуса и знаний стараться найти и выработать свой персональный пластический язык.

Artifex: «Человеку всегда интереснее смотреть на человека», - сказали вы однажды в интервью. А на каких людей интересно смотреть вам?

По большому счету, на всех. Просто в разные периоды жизни есть разные предпочтения. Интересно наблюдать за людьми во времени, за происходящими метаморфозами личности. Это может быть хроника, репортажная фотография, художественная – не имеет значения. Люди настолько многогранны и интересны, что это не может не восхищать, хотя порой происходит с точностью наоборот.

Artifex: Какой должна быть фотография, чтобы вы назвали её идеальной?

Идеальной для кого, чего? Надо понимать в какой системе координат работает автор, время, окружения, события, философия. Исходя из конкретной парадигмы, можно использовать подходящие критерии. Мне нравится сладкое, а вам синее.

Artifex: Вы говорили, что готовите новый трёхмерный проект. Он уже вышел или ещё в процессе подготовки?

Он был заявлен, сделан и частично использован в видео-инсталляции на выставке «Узор». Мне интересно возвращаться к старым приёмам, возможно в будущем появится еще что-нибудь.

Artifex: У вас есть мечта, связанная с искусством?

Я живу искусством. Это всего лишь путь познания себя и мира. Мечты нет, но есть ближайшая цель – найти форму-знак, которая максимально выражала бы ту или иную идею.

Artifex: Чем вы увлекаетесь, кроме фотографии?

Хожу по горам. Это произошло не так давно. Привыкание с первого раза. Сейчас принимаю участие в проекте Тенгиза Тарба «Горная Абхазия». Это безусловно скажется на моём творчества. Либо появятся фото горных пейзажей, либо это станет точкой отчёта чего-то совершенно для меня нового. Так что в ближайшее время должен родиться новый проект.

Artifex: Алан, благодарю вас за уделённое время и интересный разговор! Желаем вам удачи в творчестве и ждём с нетерпением новых проектов!