Станислав Аристов, известный под ником ПолТергейст, учит людей видеть удивительное в привычных вещах и предметах. Благодаря его фантазии, обычные спички превращаются в сказочный корабль, груши из магазина живут человеческой жизнью, а руки говорят больше, чем самые витиеватые фразы.

Фотограф пообщался со специальным корреспондентом Artifex Алиной Кроткой о творчестве, любимом чае и ярких впечатлениях.

Artifex: Вы часто используете ник ПолТергейст, почему?

Ник прицепился ко мне давным-давно, когда началась моя виртуальная жизнь. Можно сказать, что ПолТергейст (именно с большой Т) — это моё виртуальное я, рождённое в сети и в некоторой степени повлиявшее на меня настоящего.

Artifex: А как появился этот ник?

Частично на образование ника повлияло то, что мне нравились не просто прозвища и псевдонимы, а смешные «Имя Фамилия», вроде Рулон Обоев или Слава Кпсс. Хотелось, чтобы мой никнейм выглядел так же — Пол Тергейст. Второй особенностью было то, что никто не знал моего настоящего имени. Забавно, но на известном ресурсе «500px» ко мне всё ещё обращаются «Hello, Pol». Лишь относительно недавно я стал в регистрационных данных указывать свои ФИО.

 

Artifex: Давайте поговорим о серии работ с грушами. Расскажите о самой первой фотографии этого цикла. С чего всё началось?

Началось всё с фото «В неволе». Не могу сейчас сказать, что послужило толчком именно к такому началу. Помню, что выбирал между грушами и перцами. Знал бы про серию Виктории Ивановой — выбрал бы перцы. Но груши гораздо больше похожи на людей.

Artifex: Чем именно? Откуда такая ассоциация?

У них есть мимика. Глядя на грушу, можно понять, куда она смотрит и как. Эти фрукты, даже одного сорта, все разные. С ними интересно. Бывает, что сюжет рождается просто из того, какой формы груша.

Artifex: Вы отсняли всю серию разом или постоянно дополняли её новыми фото?

Как и в любой моей серии, какая-то часть снимается за довольно короткий промежуток времени, на одном дыхании, а потом уже по одной − две добавляются следующие работы. Иногда перерыв может тянуться месяцами, а иногда появляется сразу много идей.

Artifex: Вы использовали груши определённого сорта?

Не могу сказать, какой сорт я использовал — не помню. Ходил в ларёк, брал по несколько штук, снимал и ел. Потом они пропали, а другие я принципиально не брал, потому что получилась бы уже совсем иная серия. Да и знакомство с работами Ивановой наложило свои ограничения: мои фотографии и так сравнивали с её, а если бы я взял «Конференция» — ассоциаций было бы больше.

 

 

Artifex: Ещё один ваш проект – это «Рукографика». Можно сказать, что вы изобрели свой невербальный язык. Сразу ли родились все эти образы?

Нет, не сразу. Между частями серии прошло больше двух лет, и это видно по фотографиям. Первая часть метафорична и наполнена образами — это был один полёт мысли. Потом работа остановилась. И только через два года я вернулся к ней с совсем другими идеями — более сложными в плане исполнения, но и более прямолинейными, декоративными.

Artifex: Вы до сих пор пополняете эту серию новыми фото?

Нет, сейчас она заморожена. Я думаю, через какое-то время будет третья часть.

Artifex: Чьи руки вы использовали для фото?

Первоначально – подруг и знакомых, потому что мужские волосатые руки плохо годились для такого рода фотографий, иначе я бы обошёлся собственными. В последних работах использовал руки жены.

Artifex: Что было самым сложным в работе над «Рукографикой»?

Самое сложное — это работа с людьми. Я, если вы заметили по моим сериям, работаю только с предметами. Для «Рукографики» основная масса образов придумана на моих собственных руках, и порой было довольно проблематично на чужих изобразить то же самое — то угол не тот, то линия сгиба недостаточно плавная. А это всё очень сложно описать словами и показать на примере.

Artifex: Часто ли вы обращаете внимание на руки людей?

Думаю, не больше других. Я, наверное, эстет, потому что обращаю внимание на красивые руки — неважно, женские или мужские. Ровные линии, пропорциональность, фактура — это интересно, и не только в руках или людях.

Artifex: Я узнала, что вы любите чай, это правда? Почему?

Чай я люблю давно. Раньше, чем научился снимать. С кофе у меня не сложилось, к алкоголю я равнодушен, а чай — это тот самый напиток, который может предоставить разнообразие вкусов в любой ситуации. В своих натюрмортах я время от времени снимаю чай в том или ином виде.

Artifex: Какой именно чай вы предпочитаете по утрам?

По утрам я пью простой чай, из тех, что продают в продуктовых магазинах. Потому что утром я сонный и надо собираться на работу, а хороший чай не любит спешки, его нельзя пить впопыхах, не разбирая вкуса. Такой чай я пью вечером, когда никуда бежать не надо, можно посидеть и отдохнуть.

Artifex: А вы не думали о том, чтобы сделать чай героем своей новой серии?

В последние полгода я основательно погряз в чайной теме: перешёл на не ароматизированные китайские и тайваньские чаи, пишу мобильное приложение, много общаюсь. Меньше снимаю творческие задумки, много снимаю чай — как промо-фотографии к своему проекту. Их, наверное, тоже можно собрать в одну серию, но это не творческий проект, хотя я использую все свои фотографические навыки в жанре натюрморта и предметной съёмки, чтобы сделать картинки не только качественными, но интересными и осмысленными.

Параллельно зреет чайная тематика именно для творческой серии, но не буду загадывать — сейчас много разной работы помимо этого.

Artifex: Какие занятия или вещи делают вас счастливым?

Меня делает счастливым жизнь. Во всём её многообразии. Не люблю рутину и однотипные вещи и дела, мне нужно постоянно что-то новое: места, идеи, увлечения − тогда я счастлив.

Artifex: И последний вопрос: расскажите о самом ярком впечатлении за прошедший год.

Прошедший год был не особо богат позитивными событиями в моей жизни. Поэтому самыми яркими и запоминающимися я бы назвал несколько дней на Зюраткуле, в маленьком домике, с моей женой вдвоём: минимум людей вокруг, никаких дел, коммуникаций. Простая еда, свежий воздух, озеро, горы, рассветы и закаты — это было прекрасно.

Artifex: Станислав, благодарю вас за очень интересный разговор!