«Если день проходит без какого-нибудь дела, связанного с фотографией, то я чувствую, будто упустил что-то жизненно важное.
Как если бы я забыл проснуться»

© Ричард Аведон

Ни один разговор о фотографии XX века не будет полным без упоминания американской легенды Ричарда Аведона (Richard Avedon). Это он снял для модного дома Dior самые успешные рекламные кампании. Он открыл миру модель Твигги и показал глянцевым журналам, что пришло время избавиться от статики. Он же выпустил не один сборник портретов, представивших Америке ее героев: президентов и шахтеров, первых леди и официанток.

 

Ричард Аведон взялся за камеру уже в 12 лет и продолжал совершенствоваться, будучи фотографом во время службы в торговом флоте США. Вероятно, симпатия к портретам родилась именно там, но материализовалась в искусство намного позже.

К моменту возвращения Ричарда со службы модная съемка уже стояла на пороге больших перемен. Наконец моделей стали выводить из стерильно-белых студий в реальную жизнь. Но их позы, мимика и жесты оставалось по-привычному статичными, пока молодой фотограф не привел длинноногих красавиц на пляж и не предоставил им возможность босиком, одетыми в houte cuture, резвиться в песке.

Журнал Harper's Bazaar единственный напечатал те снимки и не прогадал: глянцевая съемка вступила в свой золотой век. Интеграция моды в уличную жизнь получила право на существование и доказала свою состоятельность. Модели с осиными талиями перепрыгивали лужи на брусчатых улицах, разъезжали на коньках, играли в казино и выпархивали из театров.

Ричард Аведон был одним из первых, кто открыл в манекенщицах мечтательно-нежных девушек, уверенных в себе соблазнительниц и неповторимо элегантных леди. Они больше не были безликими «вешалками», молодой фотограф сделал их не менее важной частью снимка, чем одежда, которую они демонстрировали. Ричард повторял, что именно люди, а не идеи, служат ему вдохновением.

50-е и 60-е годы были полны творческих личностей, способных вдохновить: Трумен Капоте, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, участники «Битлз». А начало Вьетнамской войны побудило Аведона привлечь внимание к общественным проблемам, и снимки известных людей стали перемежаться лицами военных корреспондентов, солдат и антивоенных активистов.

 

Когда же его мастерство получило должное признание и популярность, а карьера достигла пика, фотограф решил поменять курс.

«Мода обеспечивает мое существование. Я не критикую ее, ведь это удовольствие — жить именно так. Но еще более глубокое удовольствие — снимать портреты», — говорил Ричард Аведон.

Так 70-е годы вернули фотографа в студию и дали возможность полностью посвятить себя портретированию. Постоянно тяготея к упрощению, он создал множество «перфекционистских» снимков, которые были избавлены от всего лишнего и изображали лишь своих героев. Желание добиться объективности двигало им, но в то же время приходилось признавать: фотография объективной не бывает. Между глазами фотографа и глазами модели всегда будет камера, неизбежно делающая все личным.

«Я выработал серию своих «нет». Нет тщательно подобранному свету, нет продуманной композиции, нет соблазнительным позам. Все эти «нет» определили мои «да». Теперь у меня только белый фон, личность, которая мне интересна, и то, что между нами происходит», — рассуждал Ричард.

 

Люди перед его объективом могли быть пугающе разными, но принцип съемки оставался неизменным: ничего лишнего. В преддверии президентских выборов Аведон выпустил альбом «Семья» (The Family), состоявший из минималистических портретов всех важных лиц правления США. Джордж Буш, Рональд Рейган, Джеки и Джон Кеннеди. Все они стояли на белом фоне, часто засунув руки в карманы, будто превратившись в символы самих себя.

Полной противоположностью отглаженной элите государства стал альбом «Американский запад» (In The American West), для которого Ричард объездил 189 городов США и сделал фотографии 752 человек. Это были официантки, шахтеры, рабочие, бездомные и продавщицы — все те, кто представлял обратную сторону пресловутой американской мечты. Проект не был оценен современниками: излюбленная фотографом объективность стала бить в глаза слишком сильно.

 

Впрочем, как это часто бывает, шокирующее очень быстро стало ценным, и Ричард Аведон продолжал свою работу еще несколько десятилетий. Фотограф сотрудничал со множеством журналов, выпускал фотокниги и организовывал новые проекты. Он не чуждался цвета, новых форматов и неожиданных сотрудничеств. Но отсечение лишнего и концентрация на лице фотографируемого оставалась его приоритетами на протяжении всего творческого пути.