В современном искусстве художников-портретистов заменили фотографы, которые с помощью фототехники создают не менее интересные образы. Профессионалы признают, что портретная съемка - один из самых сложных жанров фотоискусства. Далеко не каждый начинающий фотограф сможет взять в руки камеру и отобразить на снимке внутренний мир человека, его характер и эмоции.

Сегодня мы познакомим вас с настоящим профессионалом своего дела, фотографом Сергеем Лонгреем. В течение восьми лет он занимается фотографией, за это время успел поработать с российскими и зарубежными звездами шоу-бизнеса и многими крупным компаниями.

 

Корреспонденту Artifex Светлане Гаспарян удалось поговорить с Сергеем о его участии в выставке Best of Russia 2015, ретуши и портретной съёмке.

(Прим. ред.: Речь героя публикуется без изменений, стилистика полностью сохранена).

Artifex: На выставке Best of Russia 2015 на Винзаводе я видела вашу работу «Сецессион», она произвела на меня большое впечатление. Расскажите подробнее, как вы создавали ее?

Спасибо, мне очень приятно! Продюсер Анна Белозор предложила мне создать совместный фотопроект по мотивам картин Густава Климта. Мы долго обменивались картинками, решали, какой будет фон. На полотнах Климта мы видим сплошной фон. Поэтому мы долго думали, как снимать: сверху, снизу или сбоку. И решали, как технически лучше крепить наши платки.

Artifex: Сколько всего работ в этой серии? И сколько из них вы отправили на выставку?

Всего в серии «Сецессион» шесть работ, но на выставку я отправил две.

Artifex: Почему вы выбрали такое название для этой серии?

Мы не хотели точно копировать Климта и указывать на него, поэтому решили дать лишь небольшую ссылку в названии серии. «Венский сецессион» − объединение венских художников, в которое входили Климт, Ольбрих, Мозер и другие.

 

Artifex: Ваш проект был творческим или коммерческим?

Это был творческий проект. В дальнейшем творческие съемки могут стать коммерческими. Потому что в творческой работе фотограф может раскрыть себя, и только он знает, как должна выглядеть фотография.

Artifex: Вы отправили свои фотографии на эту выставку впервые?

Я каждый год высылаю свои работы на эту выставку. В этом году был хороший куратор выставки, состав жюри, и я подумал, что в этом году все получится.

Artifex: Что вам запомнилось больше всего в этой выставке?

Очень порадовало, как она была оформлена. У каждого жанра было свое оформление. Все работы номинации «Стиль», в которую я подал фотографии, были размещены под прозрачный пластик. Так они дольше хранятся и здорово смотрятся. Немного огорчил организаторский момент, потому что мне не пришло приглашение на открытие выставки, видимо, был технический сбой рассылки.

Самым интересным на выставке было постоять у своих работ и послушать комментарии о них. Никто не знает, что я автор, и можно послушать, что люди думают о них. Это не фейсбук, где друзья всегда напишут только положительные отзывы.

Artifex: В каком жанре вы предпочитаете работать?

Я работаю с людьми, и основная съемка — портретная. Но я не привязываюсь к одному жанру. Некоторые фотографы хотят найти свой собственный узнаваемый стиль. А когда его находят, часто получается так, что ты уже знаешь, какой будет их следующая работа. И человек оказывается в заложниках своего стиля, потому что другое от него уже не готовы принимать. Моя «сверхзадача» — не иметь своего уникального стиля, и поэтому я стараюсь не привязываться к жанрам. К каждой съемке у меня индивидуальный подход, я снимаю так, как это требует конкретная задача. Одна съемка будет постановочная, студийная − яркие цвета, сложная схема света, четкая качественная картинка, а другая, например, на улице, полностью черно-белая и не резкая, смазанная ради динамики. А работа с людьми позволяет постоянно знакомиться с новыми, интересными личностями, получать интересный опыт.

Artifex: Как вы видите будущее портретной съемки в современном искусстве?

Если говорить о современном искусстве, то человеческое изображение ему не интересно. Раньше художникам нужно было очень профессионально воспроизводить реальность на картинах, с приходом фотографии надобность в этом отпала. Человек перестал быть объектом искусства. Поэтому фотографии с изображениями людей на них не является искусством. Просто спросите себя: повесите ли вы на стену у себя дома или в офисе фотографию чужого вам человека? Думаю, вряд ли, если только он не В. В. Путин. (смеется)

Artifex: Вы работали со многими интересными артистами, музыкантами. Расскажите о специфике такой съёмки.

Специфика заключается в том, что у известных людей очень мало времени. И моя задача - очень быстро и круто снять, потому что совершенно нет времени на раздумья, и пробовать множество вариантов ракурсов, локаций. Необходимо уметь очень быстро и слаженно работать и, конечно, владеть техникой.

Недавно для журнала SNC мы снимали известного ресторатора Александра Рапопорта. Эта съемка была самой быстрой в моей жизни: я снимал ровно минуту, получилось примерно 36 кадров. Александр очень занятой человек, и каждая минута у него расписана. А значит, и у тебя нет времени «гонять» его по разным локациям и пробовать разные варианты. Поэтому получилось так: приехал продюсер журнала, я по ней поставил свет, затем пришел Александр, сел на стул, голову в одну сторону, голову в другую сторону. Я быстро набил несколько кадров, поменял объектив, еще несколько кадров - и все. Спасибо, мы все сняли.

Когда мы снимали Дельфина (Андрея Лысикова) для журнала Interview, съемка длилась 10-15 минут, больше времени не было. Но если речь идет о рекламной съемке, когда артисту платят, то там все работают столько, сколько нужно.

Artifex: Работа с каким артистом вам запомнилась больше всего?

Больше всего запомнилась съемка с голливудским актером Марком Дакаскосом в августе 2015 года. Он приезжал сниматься в фильме, действие которого частично проходило на территории России. Марк - мастер боевых искусств, и в фильмах обычно дерется и всегда серьезный. У меня на фотографиях Марк гоняет на самокате в белом костюме, получился забавный контраст, как мне кажется. Несмотря на известность, он очень простой и открытый человек. Марк сам хотел вместе сфотографироваться, мы обсуждали джаз и до сих пор ставим друг другу лайки в инстаграме. (смеется) Для своих пятидесяти лет он выглядит просто шикарно, потому что ведет очень активный образ жизни. Марк − хороший пример для подражания.

Artifex: Помимо работы с артистами, вы сотрудничаете с очень известными компаниями. А можете ли вы вспомнить свой самый первый крупный заказ?

В начале своей карьеры профессионального фотографа я посещал различные мастер-классы. И там я услышал такие загадочные слова, как «PPM» (pre production meeting). Нам рассказывали о том, как рекламные съемки проходят на высшем уровне. PPM - предварительная встреча перед съемкой, на которой обговариваются все нюансы: от того, какая должна быть одежда, до того, насколько круглый должен быть арбуз или какого именно тона должна быть трава газона.

Потом я протер до дыр фильм «99 франков». Там была похожая сцена о рекламной съемке. И в прошлом году у нас была съемка как раз с таким PPM, практически точно как в фильме.

Artifex: А как вы относитесь к ретуши в фотографиях? Насколько и в каких количествах, на ваш взгляд, она уместна?

В beauty-фотографии ретушь очень важна, потому что фактура кожи должна быть ровная, без синяков под глазами и морщин, иначе крем никто не купит. Когда я только начинал снимать, то ретушировал много, у меня получались пластиковые лица и 3D-люди. Теперь для меня идеальная ретушь это та, которая незаметна. Я использую в ретуши технику частотного разложения, но применяю ее очень аккуратно, незаметно, чтобы лицо оставалось естественным. Иногда приходится даже синячки подрисовывать, чтобы было больше драмы.

Когда люди начинают только работать, неважно фотограф или визажист − все хотят показать сразу все, на что они способны. Визажист старается сделать «самый интересный» мейк-ап, парикмахер - безумную прическу, фотограф поставит 150 источников света, чтобы все вокруг обалдели от его креативности. Все хотят удивить мир. Но со временем понимаешь, что это никому не нужно, и как говорил известный классик: «Красота - в простоте».

Artifex: Поменялось ли со временем ваше отношение к красоте?

Понятия о красоте со временем меняются, и сейчас я вижу красоту именно в естественности. Сейчас мне скорее интересней снимать женские портреты кому за 30, чем молоденькую девушку с идеальной кожей. Многие женщины не любят ходить ненакрашенными и скрывают морщины. Но, на мой взгляд, в своем естественном виде они красивее. Для меня отфотошопленное лицо 17-летней девочки не так привлекательно, как лицо женщины с мимическими морщинами, в нем есть характер. В портретной съемке для меня самым важным стало запечатлеть именно характер.

Artifex: Есть ли, на ваш взгляд, разница между работой фотографа в России и за границей?

Разница огромная. На западе это четкая и отработанная индустрия. Я видел фотосессию в Нью-Йорке, там все выглядит иначе, чем в России. У нас ведь как: одна девочка держит отражатель, вторая - это визажист, еще есть модель и фотограф - итого четыре человека. В Америке на уличную съемку выезжает по три автобуса.

На западе, чтобы начать снимать самому, нужно обязательно отработать три года ассистентом у фотографа, и только потом ты станешь фотографом, который может снимать для журналов. И это вопрос не только профессионализма, но и во многом доверия. Вот ты, например, работаешь ассистентом Энни Лейбовиц, тебя уже знают в лицо журналы, стилисты. Затем на последней стадии ты сможешь делать снимки вместо мастера, но в его стиле. И только через три года имеешь право снимать самостоятельно, и журналы тебе уже будут доверять. В российских реалиях все относительно проще, и через полгода фотограф уже может фоткать для журнала.

Есть также отличие между российскими и западными заказчиками. Я знаю это по личному опыту. Принимал участие в съемке с американцами, а через три дня - с русскими. Вот это был контраст! Если американцу что-то не нравится, он говорит: «Все отлично!! Но можно попробовать еще тут поправить. Давайте попробуем еще раз! Вот, вообще класс!» На западе никто не имеет права испортить настроение фотографу или кому-то из команды, иначе у человека испортится настроение, и работа пойдет не на должном уровне, человек не будет стараться. В конце работы всех очень хвалят: «У вас самый классный визажист, самый классный стилист, все супер!»

А российский заказчик, если что-то не нравится, делает кислое лицо и говорит: «Нет, это фигня!» На конкретные вопросы, что не нравится, что поправить, он отвечает: «Я не знаю, но это фигня полная!»

Artifex: Какие навыки и качества надо развивать, чтобы стать профессиональным фотографом?

Самое главное - не бояться людей и уметь с ними разговаривать. Фотограф общается с моделями, стилистами, визажистами − это важный навык, который надо развивать.

Для развития профессиональных навыков самое оптимальное − выбрать мастера, стиль которого вам нравится, и попытаться устроиться к нему ассистентом. В обязанности ассистента входит многое и часто не всегда связанное со светом: бегать за кофе, гладить шнурки, мотаться в магазин или что-то забрать на другом конце города. Я прошел этот путь и получил ценный опыт, потому что увидел, как люди работают и как организован процесс. Найти учителя и работать ассистентом – самая лучшая школа.

Также очень важно смотреть много фотографий. Это важная часть обучения. Было в моей жизни время, когда я ничего не смотрел, но очень скоро понял – я не знаю, что снимать! Фотографу нужны новые идеи, новый взгляд.

Artifex: Чем вы увлекаетесь в свободное время?

Иногда я играю на гитаре. В последнее время предпочитаю велосипед и лонгборд. Но в основном это фотография: снимаю, ретуширую, смотрю картинки.

Artifex: И последний вопрос: что может вызвать вашу улыбку, когда грустно?

Если не очень хорошее настроение, то можно отвлечься работой. На съемке я полностью погружаюсь в процесс. На работу - как на праздник! Так что это самый лучший способ не думать о плохом.

Artifex: Спасибо за интересную беседу и множество ценных советов!