Если человек не стоит на одном месте, а развивается ― это очень здорово. Но когда он начинает ощущать себя устойчиво в порыве ― еще лучше.

Алина Фаттахова ― дизайнер, райтер и художник, выставляющая свои работы под псевдонимом Alin Rush. Наше знакомство произошло в тот момент, когда она стала активно развивать свой аккаунт с работами в инстаграме. Творчеством девушка начала заниматься благодаря бабушке, за что ей очень благодарна. У Алины есть классическое художественное образование, но ее интересы зачастую выходят далеко за его границы.

 

Artifex: Почему ты выбрала псевдоним Rush?

Когда мне было 14 лет, моя бабушка и преподаватель, который занимался со мной рисованием, организовали выставку моих работ в главном музее Домодедово. Об этом событии написали в газете, и у людей появился интерес к моей персоне. И тогда бабушка сказала: «Алина, скорее всего ты будешь заниматься искусством в будущем, это твоя колея. Будет хорошо, если ты придумаешь себе псевдоним».

Уже в университете, когда я начала работать на фрилансе, выполнять заказы, поняла, что псевдоним нужен. Чаще всего псевдонимы очень близко связаны с тем, как художник воспринимает свое творчество. Моё творчество – это порыв, взрыв, быстрая вспышка, которую нужно ухватить. Получилось очень интересно, потому что мой псевдоним Alin Rush перекликается с моим именем и отчеством – Алина Рашидовна.

Artifex: Как ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с искусством?

Это понял мой самый близкий человек – бабушка (смеется). Она с самого детства всестороннее развивала меня. Давно, когда наша семья жила в Ташкенте, я помню, как сидела и разводила в банке с водой краски, наблюдая как они опускаются на дно и растекаются по всей ёмкости. Это заметила бабушка и нашла мне педагога. Я с удовольствием ходила на занятия и открывала для себя много нового. Постепенно втянулась до такой степени, что уже не смогла оторваться от этого.

Artifex: В каком направлении ты работаешь?

Я работаю в графическом дизайне и могу назвать себя универсалом. У меня классическое художественное образование, знаю академический рисунок на зубок. Но в какой-то момент я поняла, что меня тошнит от строгих правил, которые заложены в таком рисунке. И эта техника не была так востребована. Мне хотелось больше играть с разными техниками, хотелось порыва. Есть такая прекрасная фраза: «Хороший художник – голодный художник», и я начала рассматривать варианты, где можно зарабатывать деньги. Было время расцвета графического дизайна, в Москве в университетах появлялись хорошие педагоги, которые могли дать знания в этом направлении. Плюсы графического дизайна в том, что можно получить клиентуру, уйти в свободу действия и развивать себя многогранно, используя все свои знания. Я уже успела сделать фирменные стили для хирургических клиник, логотипы для разных фирм, граффити-оформления.

Artifex: Видела у тебя на странице в инстаграме такую фразу: «Не приемлю пять на два, люблю работать на фрилансе». Можешь объяснить, почему тебя привлекает работа в таком режиме?

Я - одна из тех людей, которые не вписываются в определенную систему. Я не понимаю, как можно сидеть в офисе, по графику выполнять рутинную работу, делать все по шаблону без вариаций и при этом не иметь возможности куда-то вырваться. Мне это не нравится. А на фрилансе я работаю свободно: могу уехать в путешествие, чтобы вдохновляться, могу выплеснуть всю свою энергию на холст, самостоятельно набрать базу клиентов, которым будет нравиться то, что я делаю. Я хочу саморазвиваться, а не сидеть на одном месте.

Artifex: Кто из женщин дизайнеров и художников тебя вдохновляют?

В тебе проснулся феминизм (смеется)? Знаешь, это вечная тема. Мне было интересно, почему так мало именитых женщин художников и дизайнеров, почему они не попадают в топы и мы о них не знаем. У большинства мужчин такая позиция: максимум, что девушки могут сделать для искусства – это сидеть дома, вышивать крестиком и создавать уют. И в каком-то смысле я согласна с мужчинами, что это не женское дело. Девушка рождена для продолжения рода и должна по максимуму отдавать себя семье. Меня мало вдохновляют женщины-художники, потому что, просматривая их работы, у меня не просыпаются вдохновение и порыв для творчества.

Женщина может стать музой для художника. Яркий пример – Гала, жена Сальвадора Дали. Она ему всячески помогала, вдохновляла, была опорой для своего мужчины и продвигала в творчестве. И она - мой идеал в этом плане.

Если говорить именно о женщинах-художниках, которые мне нравятся, то это Марина Абрамович. Когда я открыла ее для себя, меня повергли в шок ее перформансы. У меня мурашки бегали по коже от восторга. В моде - это Донателла Версаче, Коко Шанель, Вера Вонг. Они прекрасно развиваются в своей колее и устраивают взрывы на своих показах. Из художниц ㅡ Джули Чикаго, Пегги Гуггенхайм.

Artifex: А ты можешь назвать себя музой для своего мужчины?

Я - большая поддержка для своего мужчины, но при этом могу дать свою оценку его работе, если она получилась неудачной. Я стараюсь толкать и развивать его, чтобы он смог попробовать и сделать всё.

 

Artifex: Когда ты работаешь, какая атмосфера царит у тебя в комнате?

Я работаю чаще ночью и под спокойную музыку. Самое главное – это порыв. В комнате царит очень нежная, трепетная атмосфера. Это можно сравнить с тем, когда девушка сидит в будуаре и красится, и не нужно смотреть на неё, нарушать покой.

Самое страшное для меня - это «засуха», когда я месяцами не могу подойти к холсту, сделать что-то. Когда я выполняю заказы на логотипы, брендинги, то выплеска собственной энергии нет.

Artifex: Бывало такое, что ты крала у кого-нибудь идеи или стиль?

Я бы не сказала, что крала. Я заимствовала, чтобы познакомиться с пером художника и изучить новый стиль.

Была такая история, когда я выложила на основной аккаунт инстаграма свою копию работы малоизвестной художницы. Мне было интересно познакомиться с ее техникой. В комментариях ответила женщина, что работа красивая, но красть – это немного стыдно. Я объяснила ей, что так я знакомлюсь с художником и открываю для себя что-то новое. Это же не запрещено.

Artifex: Я видела у тебя на странице в инстаграме ночник «Ягуар». Можешь рассказать о его создании?

 

Я делала этот ночник, когда был «бум» полигон стиля – это техника рисования треугольниками. Я взяла ягуара и нарисовала его в такой стилистике. Потом обратилась в студию, чтобы мне сделали гравировку. От тона, плоскости компьютер рассчитывает количество точек, чтобы получить объем и прозрачность. Например, чем белее плоскость, тем плотнее пространство забивается точками, и наоборот. После появился вопрос о подсветке, и чтобы эта работа не смотрелась, как простая стекляшка. Начала разбираться с тонами, с подставкой, с тем, как убрать ненужные провода, чтобы ночник выглядел эстетично. На нем можно менять цвета, тональность, используя пульт. Это очень хорошая работа, которая быстро нашла себе хозяина.

У меня дипломная работа была связана с ночником. Сколько было нервов, слез, но они окупили себя. Педагоги похвалили эту работу и сказали, что мне нужно идти в промышленность (смеется). Тут три стекла, на каждом свое изображение, которые связываются в одну картину. Сам проект – это бой, тревога за экосистему. Тут изображен силуэт лотоса, но там зашифровано послание. Всё сделано из цветов, и даже можно разглядеть животных, которые на данный момент занесены в Красную и Черную книги. При включении лотос раскрывается и постепенно разрушается, а при выключении появляется силуэт черепа, обозначающий конец всему живому.

 

Artifex: Еще я видела у тебя интересный холст, где изображен Будда с айфоном в руке, «козой», в наушниках и сигаретой. Что обозначает этот образ?

Это получилось неожиданно. В простой скетч Будды я начала добавлять символизм. Изобразила всё, что сейчас модно: айфон, хайп, музыка и так далее. Мы сейчас постоянно в гаджетах, наушниках и закрыты от внешнего мира. Это образ ложного спокойствия. Смысл работы в том, что человек пытается показать себя самым крутым, умным и заставить других увидеть его эго, но все хотят одобрения от окружающих из-за своей неуверенности. И в этой работе есть моё лого, которое как бы говорит: «Я одна из вас». Но холст еще не закончен.

 

 

Artifex: Расскажи о своем лого. Что оно обозначает и как появилось?

Я долгое время увлекалась темами, связанными с буддизмом, масонами, тамплиерами. У многих есть цифра, знак, образ или примета, которые их преследуют. У меня этим символом стал глаз. Я его вижу везде. Попробовала нарисовать своего «преследователя» баллончиком на стене и получилось так, что образовался небольшой подтек. Я поняла, что это и есть моё родное лого (улыбается).

Artifex: Представь, что ты встретила себя через пять лет. Где и при каких условиях это бы произошло?

Очень тяжело прыгать на такой отрезок времени, потому что я только встала на путь развития и почувствовала себя устойчиво. Может произойти всё что угодно. Я представляю себя таким человеком, который много путешествует, общается с людьми. Хочу проводить свои художественные выставки. Я буду таким человеком, который не делает свои работы только в стол. Но для меня очень важна семья.

Artifex: Когда ты в последний раз делала что-то в первый раз?

Я переборола страх глубины. Мы с большой компанией поехали в Таиланд, где проходили большое водное препятствие: сначала нужно было залезть на пятиметровую горку, а потом с нее спрыгнуть. У меня сердце в пятки ушло, но я переборола себя. И хотя было не страшно, но больше я этого повторять не хочу (смеется).

Artifex: Спасибо тебе за интересную беседу!