Элиза Ткач (Eliza A. Tkacz) пишет песни и снимает для них клипы. На сцене она выглядит как деликатная фея и очаровывает своим голосом. Мы решили узнать, как ей удаётся творить это волшебство.

Певица с французско-польским образованием инженера рассказала нам, о чём она думает во время написания песен и как ей удаётся сочетать точные науки с музыкальным творчеством.

 
Artifex: Элиза, как так сложилось, что ты провела 10 лет во Франции?

Я родилась и живу в Польше, в Лодзи. На третьем курсе обучения выехала первый раз во Францию. В течение почти 10 лет я жила между Польшей и Францией и делала двойной диплом инженера. Это было 10 лет «жизни на чемоданах».

Artifex: Каким было твоё детство?

Счастливым! Ха-ха. Я родилась в такое время, когда никому не было особенно легко, но, будучи ребёнком, не замечала этих трудностей. Воспитывала меня только мама, но у меня никогда не было чувства неполной семьи. Бывали моменты, когда я проявляла свою настойчивость и характер. Говорила себе, что сейчас я может и маленькая, но когда вырасту, буду делать только то, что хочу!

 

 

Artifex: Кроме музыки и научной работы (Eliza работает преподавателем в техническом университете в Лодзи) ты занимаешься ещё чем-либо?

Я заметила у себя небезопасную черту: когда я вижу, что кто-то занимается чем-то интересным, то мне тоже хочется это попробовать. Так я начинала очень много проектов, но немногие из них заканчивала. Поэтому я для себя решила непременно заканчивать начатое до конца. Это решение привело меня к двум дипломам инженера и почти к двойной докторской степени. В свободное время я катаюсь на велосипеде и роликах. Когда-то шила сумки из разных материалов. Если бы не моя актуальная работа и музыка, шила бы, наверное, эти сумки и дальше. Ха-ха. Ещё мне нравится смотреть фильмы и экспериментировать с кадрами. Снимаю и монтирую свои клипы.



Artifex: Во время написания песен или их публикации думаешь ли ты о своих слушателях?

Когда пишу, всегда думаю о том, кто будет слушать мои композиции. Для меня песня – это диалог с конкретным человеком. Я думаю о том, какие чувства может вызывать моя музыка у слушателя. Вообще, у меня нет какого-то конкретного замысла, но, можно сказать, что я пишу для похожих на меня саму девушек. Хотя, публикуя свои композиции, я надеюсь, что их услышит более широкая аудитория.

Artifex: На сцене ты выглядишь очень мило и деликатно. А как во время выступлений чувствуешь себя ты?

Я пытаюсь быть собой на сцене. Мне самой нравятся артисты, которые выходят до публики в майке и джинсах, и такой стиль экспрессии мне подходит. Возможно, ещё из-за волнения на сцене все маски сами собой пропадают. В отношениях с близкими людьми я не люблю навязывать свою позицию, а зрителей я воспринимаю как близких мне людей. Поэтому, чувствуя доверие к ним, я открываюсь на сцене, показываю настоящую себя. Характерным элементом является белая полоса на чёлке. Для меня это символ зрелости, связанной с моим возрастом. Ещё связываю это со Скандинавией, так как часто мою музыку сравнивают с музыкой севера.

 

 

Artifex: Элиза, на своих концертах перед каждой песней ты делаешь небольшие вступления, в которых поясняешь смысл своих произведений. Расскажи, почему это важно для тебя.

Для меня выступление – это целостное повествование. Уже на этапе творения я воспринимаю песни в контексте одной темы. Каждая песня добавляет что-то новое, открывает тему с новой грани. Каждый может слушать мои песни в своём плейлисте, но на концертах я хочу дать слушателю дополнительную ценность. Я провожу слушателей через историю, поясняя, почему присутствует именно такая последовательность песен. Большинство моих произведений написано на английском языке, поэтому мне хочется наладить более близкий контакт с публикой, дать ключ к пониманию.

Artifex: В твоих клипах очень много моря, гор, огня, что выглядит очень ярко и по-настоящему. Расскажи, какое место природа занимает в твоей жизни и что она значит для тебя.

Да, природа часто появляется в моих произведениях. Вообще, моя стихия – это вода. В ней я себя хорошо чувствую. Хоть я и родилась в городе, летом я имела удовольствие проводить время в деревне. У меня отличный вид из окна, но это вид на крыши зданий. Поэтому присутствие природы в музыке – это выражение тоски по отношению к беззаботности и равновесию, которые даёт нам природа.



Artifex: Тот факт, что ты уже реализовала себя как преподавателя, больше мешал или помогал тебе проявлять свою индивидуальность через музыку?

Техническое образование не отдалило меня от музыки. Для всего есть своё время и место. Я хотела получать дипломы. Потом пришло время, когда я начала уделять больше внимания музыке, а она начала у меня лучше получаться. Сейчас настало время музыкальной экспрессии.

 

 

Artifex: Удаётся ли тебе сохранить равновесие между разными сферами жизни: работа, творчество, семья и личный рост?

Знаешь, иногда музыка может огорчать. Не всегда всё идет по задумке. Тогда я просто реализуюсь в другой сфере. Могу написать научную статью, провести исследование, поговорить с профессионалами своего дела. Это работает и в другую сторону –работа может просто надоедать. В такие моменты классно сесть за пианино и дать волю фантазии.

Artifex: Как думаешь, каким образом 10 лет жизни во Франции отразились на твоём творчестве?

Во Франции студенческая жизнь очень разнообразна с точки зрения культур и народов. Во время первой поездки, 13 лет назад, в нашем общежитии ходил коллега и делал список людей со специальной диетой. Ну это в большей степени касалось тех, кто не ест определённый вид мяса или вегетарианцев. Сейчас в Польше это уже нормально, но 13 лет назад…Для меня было таким wow, что уделяется этому внимание. Такие мелочи дают понять, как во Франции относятся к другим. Может благодаря этому я открылась по отношению к другой культуре, некоторым проблемам общества, отсутствию принятия.



Artifex: Что больше всего тебя вдохновляет, даёт импульс к творению?

Для написания музыки нужно внутреннее равновесие – это точно. Если у меня внутри много противоречивых эмоций, то я вряд ли напишу что-то хорошее, что мне бы хотелось передать дальше. Недавно начала писать блог. Черпаю вдохновение извне: смотрю документальные фильмы, картины, читаю книги.

Artifex: Ищешь ли ты как-то это равновесие?

Я бы сказала, что равновесия я не ищу. Оно всегда рано или поздно приходит само. Для этого мне не нужны какие-то ритуалы. Я не ставлю штампы. То есть не называю того, что делаю, ни медитацией, ни йогой, ни ещё какой-либо философией. Это просто присутствие в моменте здесь и сейчас, с тем, что меня окружает.



Artifex: Что для тебя является главным во время принятия решений? На что ты опираешься в первую очередь?

Обычно правильное решение приходит достаточно быстро. А что касается каждодневных дел, то я уважаю свою свободу. И исполняю своё обещание с детства – делаю только то, что хочу. Но ещё я действую из убеждения, что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. Также слежу за тем, чтобы никто не нарушал моих границ.

 

 

Artifex: Если бы ты могла построить свой мир, как бы он выглядел?

У меня даже есть такая песня – ITAKA. Это первая песня на польском языке, и с неё мы начинаем концерты. Она описывает идеальное место, в котором я бы хотела оказаться. Это одинокий дом посреди воды и деревьев, а над водой поднимается белый туман. Он ассоциируется у меня с пребыванием в себе, с равновесием, со спокойствием и отсутствием страха. Это был бы мир, в котором никто не боится. В нашей реальности иногда женщины опасаются своих мужей, а дети – своих родителей… этот страх присутствует в жизни многих людей каждый день. У меня, к счастью, его нет, и именно этого я бы желала каждому.

Artifex: Наш традиционный вопрос: Когда ты в последний раз делала что-то впервые?

В последний раз пробовала настроить стриминг, чтобы онлайн-концерт прошёл в хорошем качестве. Недавно ещё начала делать латте с пенкой, пробовать новые вкусы и доводить до совершенства. И начала писать блог! Никогда раньше этого не делала.

Artifex: Благодарю, Элиза, очень интересные ответы!

Благодарю. Мне было очень приятно.
 


Автор: Полина Николайчик