Это было самое оперативное интервью на моей памяти. В один из вечеров я отправила все интересующие меня вопросы и по привычке приготовилась несколько дней ждать письма с ответом. Но уже через два часа получила огромный файл, где молодая, амбициозная и популярная художница Леся Поплавская рассказала о том, с чего начинала, в ком искала поддержку и как сама помогает начинающим художникам.
Artifex: Расскажи, пожалуйста, когда ты захотела стать художницей?
У меня с этим все очень банально. Я рисовала с самого детства. Даже в садике меня привлекала больше возможность рисовать, чем играть в куклы или строить что-то из кубиков. Когда мне было семь лет, меня отдали в художественную школу. Тогда я не понимала, зачем мне нужно туда ходить и почему я не могу рисовать дома.
Первые мысли начать профессионально заниматься рисованием появились в 11 классе. У меня был выбор, куда поступать дальше, я выбрала художественный институт и прошла. Мне думалось, что быть художником - круто и прозаично. По факту все оказалось гораздо сложнее, чем я себе представляла. Чтобы реально зарабатывать этим на жизнь, вообще нельзя сидеть на месте.
Artifex: Наверное, сейчас, когда за плечами имеется большой опыт, у тебя сформировался или до сих пор формируется собственный художественный почерк. Можешь как-то его охарактеризовать?
Уже сформировалось четкое ощущение того, ЧТО я хочу получать от того, чем занимаюсь, и в каком направлении развиваться. Я называю это концептуальным портретом. Когда портрет - не просто лицо, а нечто большее, способное привлечь внимание зрителя и вызывать эмоции. К этому, в основном, и стремлюсь. Но для меня всегда было и будет множество горизонтов, к которым мне еще идти и идти. Это касается именно технической составляющей моих работ.
Artifex: Знаешь, в интернете есть много коллажей, где люди показывают свои «шедевры», например, 2014 года и то, как они выросли в творческом плане в 2017 году. Интересно узнать: какой была твоя художественная эволюция?
Несмотря на то, что большая часть моих работ вызывает у меня самой какие-то претензии, во всех периодах моего творчества есть удачные картины, которые до сих пор вызывают теплые эмоции. Окей, давай попробуем что-нибудь отыскать…
Мне кажется, по одной работе сложно оценить. Поэтому вот две последних, не самых удачных, работы 2014 года - «Выпить море» и «Вдохновение».
...и две последние за 2017 - Lights Go On и «Ветер из твоего окна».
Artifex: На своем канале в YouTube ты помогаешь начинающим художникам почувствовать почву под ногами. У тебя была такая же поддержка? И насколько она нужна для того, чтобы преодолеть страх белого листа и написать свою картину?
Моей поддержкой всегда были только близкие. Но и они не пропагандировали рисование, хотя и ни на каких-то других моих увлечениях не настаивали. У меня не было акварельной базы или вдохновителя-художника, у которого я могла бы учиться. В институте мы изучали только академический рисунок, и поэтому мне было жутко скучно. Акварелью не рисовали вообще.
Насчет белого листа все очень относительно. Например, меня он не пугает, а вдохновляет! Но я знаю, что большинство художников его боится. Я думаю, мы путаем страх белого листа со страхом поражения. Наш критичный мозг прежде, чем начать, думает: «А что если не получится это воплотить?» А с этой позицией в корне неправильно начинать работу. Сейчас, в век буйства социальных сетей, у людей столько мотиваторов и поддержки! У меня же компьютер появился только в восьмом классе.
Artifex: Почему твоим «любимчиком» стал именно портрет, а не тот же пейзаж или натюрморт?
Это пристрастие случилось раньше, чем я доросла до того состояния, чтобы объяснить его. Поэтому история умалчивает ответ на вопрос «почему». Мне кажется, потому что портрет может выразить все то многообразие чувств и эмоций, которые, на мой скромный взгляд, не могут передать никакие другие жанры.
Artifex: Девушки, которых ты рисуешь, по-настоящему прекрасны. Ты как-то особенно тонко воспринимаешь женскую красоту? Почему из-под твоей кисти чаще всего выходят именно представительницы прекрасного пола?
Спасибо! Я крайне редко рисую мужчин, это верно. Женщина биологически более чувствительное существо и тонкая натура. В плане эмоциональной составляющей для меня это очень важно! И, конечно, будучи женщиной, я быстрее могу уловить состояния и характер именно прекрасного пола.
Artifex: Насколько я могу судить, на твоих картинах нет случайных деталей и даже цветов. Это воплощение твоих ассоциаций и образов, которые возникают в голове? И как приходят идеи для той или иной иллюстрации?
Для меня цвет - всегда самая главная часть в работе. А вдохновение цветом - явление абсолютно сезонное. То меня тянет на рыжие тона, то на синие, то на красные. И самой идеей является то, какой носитель отвечает моему цвету. Поэтому, если я рисую на крупном формате, то часто отталкиваюсь от спонтанной идеи, под которую ищу нужную фотографию. Помимо получения удовольствия от самого процесса, я ищу возможность каждый раз чему-то учиться. Для этих целей я часто рисую по референсам крутых фотографов. В скетчбуках же все иначе. Там я стараюсь 90 процентов времени рисовать из головы. И здесь действует совершенный дудлинг. Я редко думаю о том, что будет. Могу даже устроить опрос в стиле «что нарисовать на фоне». Ну и, конечно, отталкиваюсь от самого образа. Если моя девушка брутальная, с тяжелым взглядом, то для нее я возьму композицию в низком тональном ключе: фон сделаю темным, а ее - светлым акцентом. И наоборот.
Artifex: Интересно узнать: когда ты рисуешь, насколько погружаешься в работу и, самое главное, может ли творчество тебя утомить?
Я стараюсь рисовать в светлое время суток, но грешу, бывает, и ночными рисовашками. Для меня старт - самое крутое в работе, к концу мне может быть даже неинтересно. Поэтому начинаю я с чистой палитры и сразу ограничиваю свой колорит. Обычно это шесть-восемь основных оттенков, которые гармонируют друг с другом. Чаще всего отталкиваюсь от света, конечно. Если он теплый - то тень холодная, и наоборот. В зависимости от оттенка тени уже ищу какие-то дополнительные. А утомлять меня стали именно работы на заказ. По этой причине я почти перестала их брать.
Artifex: Если я предложу выбрать одну или несколько любых твоих работ, ты сможешь описать авторское видение и ощущения от них?
Из любимых есть работы прошлого и этого года. Например, Red Room. Работа нравится мне с точки зрения ощущения цвета. Он здесь - главный. Он будто много знает. А еще у меня есть личные ассоциации с фильмом «Номер 23». Помимо этого, с технической точки зрения, здесь лучшие руки на данный момент из всех, что у меня выходили. Очень надеюсь, что появится работа, после которой эта уйдет на второй план.
Есть White Moth, где я вижу летние ночи, винные разговоры и тайны, которые скоро раскроются.
И последняя работа Smoke Filled Room 2016 года, кажется. Не могу объяснить, чем именно она мне нравится. Тут, скорее, что-то личное. У меня она вызывает очень комфортные и теплые чувства, хотя технически она и не самая яркая. К слову, я не курю, но женщины с дымом – интересный объект для акварели.
Artifex: Что означает быть художником в XXI веке, когда, казалось бы, всё давно создано и написано?
Честно, я сама еще не до конца это поняла. Одно я знаю точно: сейчас «рынок» художников и вообще творческих людей максимально перенасыщен. И все имеет стихийный характер. Сегодня любят одних, а завтра - других. Суметь задержать зрителя, пробиться и стать кем-то - наверное, это черты настоящего художника в XXI веке.
Artifex: Ты задумывалась над тем, чем может быть полезно твое творчество и какой след в искусстве ты хочешь оставить?
Так глубоко я стараюсь не думать. Наверное, потому что боюсь не найти верного ответа или ответа вообще. Я слишком амбициозна для человека, который пишет портреты. Безусловно, мне не хотелось бы просто превратиться в астральную пыль, хотя и это далеко не худший вариант. У меня есть куча идей. Я люблю собирать и генерировать знания по своей теме, и мне очень хочется с ними делиться. Мне хочется делать свое и делать это свободно.
Artifex: Если бы ты рисовала девушку в духе Artifex, какой бы она была?
Дерзкой брюнеткой, с прямой челкой на ярком, контрастном фоне!