Пообщавшись с медиа-художником Музея Анатолия Зверева Александром Долгиным, я поняла, что настоящий художник не делает посты в Instagram, не гонится за наградами. Он работает. Много, кропотливо, глубоко и качественно. Эффект «дрона», который художник использует с начала нулевых годов, создает напряжение, ощущение реальности. Ты сначала не понимаешь, откуда это чувство появляется, но потом сам погружаешься внутрь иллюстраций «Дон Кихота» Гюстава Доре.



Artifex: Какой в вашем восприятии психологический портрет Дон Кихота? Какие он эмоции выражает, он — человек с житейскими слабостями или персонаж без человеческого интеллекта, как «всадник без головы», призрак? Почему нет Дульсинеи и нет любви у него в этом пространстве? Это концептуальное решение?

Когда появилось первое издание, в начале XVII века, на титульной странице было заявлено издателем, что это комическое повествование. Бессмертное творение Сервантеса так и воспринималось, и только впоследствии, уже в XIX и XX веках его стали интерпретировать как трагикомическую или трагическую вещь. Немолодой Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, с душой бесконечно наивного горячего юноши, противостоит подлому, пошлому, приземленному обществу, которое жестоко над ним смеется.

Сервантес вложил в него часть самого себя, поскольку сам был романтиком, жизнь его состояла из невероятных приключений, связанных с путешествиями, войнами, пленением маврами, с выкупом из плена, потерей руки в экспедиционных приключениях, при этом автор постоянно жил в долгах, и только покровительство сильных мира сего помогало ему остаться на плаву. В Прадо висит картина «Умирающий Сервантес подписывает первый экземпляр «Дон Кихота» графу Лемосу», это его последний кредитор и покровитель.

 

Artifex: Как вы считаете, почему тема, поднятая Мигелем де Сервантесом, до сих пор актуальна? Дон Кихот — белая ворона? Интересно, кем бы он был в наше время?

Это наивная, честная натура, отчасти лукавая. Он раб своей идеи. Такие фигуры встречаются в политике, в искусстве, само собой. Они украшают серый, жестокий мир. Это закваска, которая двигает человеческий прогресс, прогресс в искусстве, в литературе.

Artifex: А какой современный персонаж похож на Дон Кихота?

Отчасти, отдельные черты нес в себе Анатолий Зверев, хотя на самом деле он был человеком себе на уме, временами жестким, знавшим цену себе и друзьям художникам, который пытался как-то устроиться в этом мире.

Artifex: Почему так происходит? Почему мало появляется новаторов? Кто Дон Кихот — Андрей Бартенев?

Ну, это немного разные темы, новаторство и донкихотство. Скажем, итальянское кино, где вдруг в 40-60-х гг. происходит взрыв кинематографа, и «лезут» потрясающей красоты грибы: Росселлини, Висконти, Антониони, Феллини, Пазолини. Это почти все возникает на пустом месте, после фашизма, ведь только что был убит Муссолини, и тут же вдруг появляется неореализм. Это длится до начала 70-х годов, а потом «грибница» снова засыпает и итальянское великое кино исчезает и уходит в историю.

 

Андрей Бартенев — это другой тип художника, это явление последних лет, которое началось, кстати говоря, с Сальвадора Дали. Возможно, он и был первым: художник — гениальный фрик, совершенно отдельно существующий. Он стал востребованным, но это произошло во многом благодаря его жене, Гале. Здесь тема пиара возникает совершенно неожиданно. Все начинает продаваться. И образ Дон Кихота начинает продаваться.

Artifex: Возвращаясь к вашему проекту, инсталляции. Что для вас важнее в произведении «Дон Кихота» – время или пространство, или что-то другое? Чем вы вдохновлялись?

Существует множество изданий, начиная с ХVII века, с 1605 года. Вдохновлялся я, безусловно, графической магией автора, пытаясь только придать гравюрам некоторый объем и, как в детских мечтах, попасть «внутрь» картинки. Мне хотелось бы получить оригинальное издание, чтобы можно было отсканировать иллюстрации в хорошем качестве и уже это обрабатывать, как материал для анимации. С его иллюстрациями я был знаком с детства. В этом издании около семидесяти гравюр. Там есть из чего выбирать. Я был ограничен в сроках, можно было сделать больше. И вдруг в Москве на антикварном сайте я нашел это издание Гюстава Доре. Интересно, как эта книга попала к нам? Это парижское издание 1869 года, выпущенное при жизни художника.

Artifex: У вас получилось создать ощущение Средневековья, а что для вас важнее: ритм или визуальный ряд, пространство? У вас есть и космическая тема, звездное небо, и словно взгляд «дрона», который создает определенный эффект реальности. Как вы решили это использовать?

Это такое мое детское желание «влететь в гравюру», полетать немного. Все остальное было сделано Доре за меня. Не нужно вкладывать никаких дополнений, потому что этот материал уже прекрасен сам по себе, и Доре — великий гравер. Я использую прием «парящей» камеры, разрезаю картинку на слои и анимирую каждый отдельно; этому предшествует довольно длительная работа по разрезанию оригинала на составные части. Где-то лет 10-12 назад, когда только увлекся анимацией, случайно открыл для себя этот прием.

Artifex: Вам легче делать свои проекты в команде или самостоятельно? Есть же амбиции, конкуренция?

У меня давно таких мыслей не возникает. У меня большой опыт работы в кинематографе, где есть автор сценария, оператор, режиссер, художник-постановщик, художник по костюмам. Полина Лобачевская — художественный руководитель всех проектов, тоже поработала в кино, преподавала 30 лет во ВГИКе, вся ее и моя жизнь связаны с кинематографом. При таком подходе у нас нет предрассудков, у нас есть команда: есть автор идеи, исполнители, дизайнеры.

Artifex Вы приглашаете молодых художников в ваши проекты? Как происходит отбор этих художников? Вы отслеживаете их? Что вы посоветуете молодому художнику?

У музея есть определенная специализация. В первую очередь, это зверевское наследие и нонконформисты 50-60-70-х из крупного собрания Наталии Опалевой и других коллекционеров. Но какие-то выставки перебрасывают своеобразный мостик в наши дни, если этого требует идея проекта, скажем на «Андерсене» были представлены Андрей Бартенев, Катя Филиппова и Татьяна Баданина с оригинальными инсталляциями, созданными специально к выставке. Есть какой-то круг, все друг друга знают. Также мы приглашаем молодых талантливых художников – например, Платона Инфанте и Дарью Коновалову.

Artifex: Спасибо за интервью.

Выставка «Атака Дон Кихотов» Музея АZ Зверева

Над проектом работали:

  • Автор идеи, талантливый меценат Генеральный директор МУЗЕЯ АЗ — Наталия Опалева
  • Автор и куратор проекта, художественный руководитель всех проектов — Полина Лобачевская
  • Художник-постановщик — Геннадий Синев
  • Медиахудожник — Александр Долгин.