Для меня мультипликация всегда была особым видом искусства. Она позволяет ломать привычное понимание мира, перекраивать нашу реальность, полностью изменяя ее законы и все еще быть полным отражением нашей действительности. Абсолютно каждый ее вид уникален, будь это стоп-моушен, классическая покадровая или трехмерная анимация. Но каким-то образом люди забыли эту простую мысль и 3D стало считаться логичным продолжением ручных рисованных мультфильмов. Они буквально говорят: «2D — устаревший вид анимации». Так ли это на самом деле?

Классическое 2D долгое время занимало лидирующие позиции в мире мультипликации. Каждый мультфильм приносил оригинальные идеи в создании анимации и открывал ее новые возможности. Цвет, музыка, визуальные образы, игра с композицией — каждый этот аспект годами прорабатывался и оттачивался мастерами своего дела. Просто посмотрите, каких высот достигла анимация в сороковом году! А ведь на этом развитие мультипликации только начиналось!

Создавались просто невероятные по своей красоте работы. Но они не всегда оценивалась людьми по достоинству. К сожалению, известно много мультфильмов, провалившихся в кинопрокате. И каждый такой провал мог стать концом для студии. Например, после провала «Спящей красавицы» (Sleeping Beauty), чтобы хоть как-то избежать закрытия, штат сотрудников компании Disney сократили в 7 раз. А ведь мультфильм выглядит просто потрясающе! Визуальная сторона стала главной задачей для художников и мультипликаторов и справились они с ней великолепно. От этого еще обиднее, что и критики отметили только музыкальное сопровождение мультфильма и Оскар картина получила за саундтрек.

«Спящая красавица», 1959 год

Проблема кинопроката преследовала анимацию по всему миру, а, учитывая сложность и специфику создания таких работ, подобный труд кажется напрасным. И тут на сцену выходит 3D.

Трехмерная анимация начинала свой путь как инструмент для создания спецэффектов. Создавались новые технологии, движки, где была возможность воплощать все более точные и реалистичные идеи авторов. Весь мир был заворожен магией компьютерной анимации и внимательно следил за ее развитием. И в 1995 он дождался чуда — первый трехмерный полнометражный мультфильм студии Pixar, который покорил сердца миллионов людей и стал началом конца эпохи классической покадровой анимации.

 

 

«История игрушек» (Toy Story) стала настоящим прорывом в мультипликации. Казалось, что любой мультфильм, использующий 3D, ждал финансовый прорыв. Время шло и в конечном итоге 2D просто не могло конкурировать на рынке с новомодными полигонами. Мультфильмы часто ждал финансовый провал, когда их собратья с большим количеством измерений собирали хорошую кассу. Каким бы невероятным ни был мультфильм «Спирит: Душа прерий», насколько бы «Планета сокровищ» не была прекрасной и как бы меня ни восхищал «Синдбад: Легенда семи морей» они не могли достичь того же успеха что «Корпорация монстров», «В поисках Немо» и «Суперсемейка».

 

 

Помимо этого, 3D обладало куда большими инструментами для детализации картинки, создания текстур, игры света и тени. С помощью трехмерной анимации можно было создавать удивительные масштабные картины. И в дальнейшем это только закрепилось. Казалось, что у 3D одни сплошные плюсы. Только эти самые плюсы не способны заменить собой рисованную анимацию.

 

 

Сама суть мультипликации, этого рисунка, в который вдохнули жизнь, заключается не в деталях, не в простоте создания, а в самой идее, в человеческой мысли. Это возможность взглянуть по-новому на нашу реальность. И ручная анимация способна на самое настоящее визуальное безумие. Именно она и может вывернуть наше представление о реальности, так как сама ее суть в этом. Она может позволить себе искажать предметы и пропорции, прибегать к необычным визуальным решениям, что будет работать на повествование и раскрытие показанного мира. Сложно представить себе «Тайну Келлс» (The Secret of Kells) в трехмерном пространстве, так как стилистика мультфильма передает атмосферные изображения книжных миниатюр средневековья.

«Тайна Келлс», 2009 год

Или вспомните советские мультфильмы с их уникальной рисовкой.

 

Вы даже представить себе не можете, как бы сильно они изменились, если бы их сделали трехмерными. Весь колорит, вся яркость образов вмиг пропала бы. Ведь именно этот визуальный стиль делает их уникальными!

Все еще не верите? Тогда что вы скажете, посмотрев на трейлер мультфильма «Волки-перевёртыши» (Wolfwalkers)?

«Волки-перевёртыши», 2020 год

Абсолютно каждый штрих здесь нарисован вручную. Да, в каждом кадре! Осознавая это, получаешь невиданное удовольствие от просмотра. И это, пожалуй, один из самых важных факторов, который не способно переплюнуть ни одно 3D, каким бы технологически совершенным оно ни было. Ведь здесь и кроется его проблема – трехмерные мультфильмы должны быть идеальными. Фальшь чувствуется во всем: плоские текстуры, неестественные движения, излишняя плавность, рассеивание света, наложение теней. Здесь просто нельзя ошибиться, ведь любой трехмерный мультфильм буквально копирует реальность. А ручная анимация может себе позволить почти любые вольности. Она может быть несовершенна и в этом будет ее главное очарование. В этом будет ее жизнь и душа.

Карандашный тест Анны из «Холодного сердца» (Frosen)

Пожалуй, последний и немного спорный фактор, так как измерить его нельзя, четких правил и параметров к нему подобрать невозможно и каждый его определяет по-своему, но у рисованных мультфильмов есть своя уникальная атмосфера и душа. Это какое-то теплое чувство, приятное и знакомое. Ты буквально ощущаешь весь этот человеческий труд в одном небольшом кадре. Множество часов работы, выверенные движения, линии, построенная композиция – это может быть буквально секунда, но такая, которая останется в памяти надолго. Удивительная секунда. И это то, ради чего стоит смотреть классические мультфильмы. Подобные чувства большая редкость в наше время.

Этапы создания шота для мультфильма «Клаус» (Klaus)

Безусловно, существует множество прекрасных работ, выполненных в 3D (чего стоят мультфильмы Pixar), однако трехмерная анимация не панацея, она не может заменить собой ручную, так как обе являются разными видами мультипликации. Они по-своему разыгрывают перед нами историю, каждая в своей уникальной манере.

 

 

И мне безумно грустно, что в наше время очень мало работ, выполненных классической анимацией, но, когда такие появляются, мое маленькое мультипликаторское сердечко тает, я включаю их у себя на ноутбуке, завариваю чай, достаю плед и погружаюсь в удивительный мир. Мир, в котором еще есть место для 2D.

 


Автор: Анна Сергеева