Любой мультфильм — это сочетание самых разных приемов повествования и музыка является одним из самых важных. Она легко задает тон происходящему, настраивает зрителя на нужный лад и усиливает впечатление от визуального ряда. И та классика, создателем которой является Уолт Дисней (Walt Disney) и его студия, доказывает важность слияния музыки и анимации, нахождение баланса и гармонии между этими двумя видами искусства.
Отрывок из «Фантазии» (Fantasia), 1940
Личность одного из самых влиятельных людей в мире анимации невероятно спорная. Сложно сказать, что из всего сказанного о нем является правдой, а что преувеличением или клеветой. В его жизни было место как расизму и сексизму, так и удивительной целеустремленности, которая порождала поистине прекрасные вещи. Цена этого величия была дорогой и нередко за нее расплачивались другие люди, однако невозможно отбросить тот вклад, который внес Дисней в развитие мультипликации. В особенности в звуковую и музыкальную ее часть.
Как знакомы эти легкие и тонкие гармонии скрипки, тихие и отрывистые звуки трубы, переходящие в мягкое многоголосие, все более нарастающее и все такое же невесомое. В голове сразу всплывают образы далекого леса, скрытые в тумане его дебри. Бам! Невидимая угроза. Резкие удары барабанов, предвещающие приход низких духовых партий. Снова удар! Гром! Молнии! Теперь все инструменты сливаются в единый поток из тысячи звуков, перерастая в самый настоящий музыкальный вихрь. И в момент все снова стихает, буря заканчивается, и легкие лучи солнца предзнаменуют такие же светлые и нежные ноты.
Отрывок из «Бэмби» (Bambi), 1942
Все это создавало удивительную связь между музыкой и анимацией, выделяя ее, подчеркивая и дополняя. Однако, чтобы добиться подобного результата, Диснею пришлось пройти не самый легкий путь.
Идея звукового кино не приветствовалась в обществе на заре кинематографа. Считалось, что это разрушит его интернациональность и сделает произведение узконаправленным. Однако Дисней считал иначе и сквозь неодобрение со стороны окружающих он создал мультфильм, который ожидал грандиозный успех — «Пароходик Вилли» (Steamboat Willie).
«Пароходик Вилли» (Steamboat Willie), 1928
Этот мультфильм вобрал в себя черты будущих работ Уолта Диснея: синхронный звук, синтез музыки и анимации, подстраивание первой под действия в кадре. Подобные черты оттачивались и окончательно закрепились в серии мультипликационных работ «Наивные симфонии» (Silly Symphonies), которых меньше чем за 10 лет насчитывалось близко к семидесяти.
Каждая короткометражная работа была отдельным произведением, герои в которой всегда сменялись, что давало огромную творческую свободу аниматорам. Часто в мультфильмах отсутствовал четкий сюжет уступая место необычным визуальным приемам и режиссерским находкам.
«Танец Скелетов» (The Skeleton Dance), 1929
В данной короткометражной работе видна одна из характерных черт мультфильмов Диснея — использование классической музыки (в «Танце скелетов» это композиции «Пляска смерти» Камиля Сен-Санса (Camille Saint-Saëns) и «Марш троллей» Эдварда Грига (Edvard Grieg)). Она стала определяющей для всего визуального повествования, идеально вплетаясь в кадры произведений. Но апогеем синтеза этих видов искусств стала «Фантазия» (Fantasia).
Это невероятное мультипликационное полотно, наполненное множеством образов, воплощенных как в музыке, так и на экране. Интересно, что изначально Дисней планировал создать не полный метр, а небольшую короткометражку про Микки Мауса (Mickey Mouse), так как в то время интерес к этому персонажу начал угасать. Идею о визуальном воплощении в нескольких новеллах классических музыкальных тем предложил британский и американский дирижёр Леопольд Стоковский (Leopold Stokowski), которому, возможно, принадлежит идея названия мультфильма. В связи со многими проблемами, в том числе и с увеличением денежных затрат, Дисней принял решение расширить хронометраж мультфильма и воспользоваться идеей о цельном произведении, важной ролью которого было привить зрителям любовь к классической музыке.
Отрывок из «Фантазии» (Fantasia), 1940
Нельзя не упомянуть самую характерную черту почти всех диснеевских мультфильмов — песни. Именно они стали визитной карточкой студии и самым запоминающимся элементом многих работ. Над ними всегда велась кропотливая работа, так как они должны были поддерживать целостный образ героя, передавать его душевное состояние и внутренние качества. Нередко они становились настоящими хитами как When you wish upon a star из мультфильма «Пиноккио» (Pinocchio).
«When you wish upon a star»
Уолт Дисней многое вложил в свои мультфильмы, и хоть его нельзя назвать единоличным автором всех этих произведений, но свой весомый вклад в мультипликацию он внес. Вся эта музыка, все эти образы существуют во многом благодаря его желанию вплести классические мотивы в анимацию, соединить в особой гармонии эти два разных, но одинаково прекрасных вида искусства. И ему это удалось.
«Старая мельница» (The Old Mill), 1937