Вальтер Гропиус (Walter Gropius) – человек, не только спроектировавший множество необычных зданий, но и ставший учредителем учебного заведения, которое существовало с 1919 года до прихода к власти национал-социалистов. Речь идёт о Баухаузе – Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии.

 

Школа ставила знак равенства между изящными и прикладными искусствами, стремилась к изготовлению товаров, которые были бы простыми, красивыми, приятными глазу, но в то же время и не слишком дорогими. Впрочем, Баухауз – это так же название соответствующего объединения и направления в архитектуре, последователи которых были согласны с данными концепциями. Тех же принципов придерживался и сам Вальтер Гропиус, стараясь сочетать в своих проектах эстетику и функциональность.

В начале ХХ века, когда начиналась карьера Гропиуса, расширился набор материалов, используемых в архитектуре. В этот вид искусства стремительно ворвались бетон, стекло и железо. Умение грамотно распорядиться этими новыми возможностями стало целью архитекторов того времени. Однако минувшее 19 столетие ещё не отгремело: его отзвуки продолжали появляться в искусстве. Так, Вальтер Гропиус начинал свой путь в ателье Петера Беренса, но его учитель явно тяготел к торжественности, классическим приёмам и не пытался ввести в архитектуру ничего кардинально нового. Гропиус проработал в ателье у Беренса всего три года, после чего открыл уже своё архитектурное бюро.

Его «дебютом» стало здание обувной фабрики «Фагус». Правда, над проектом он трудился совместно с Адольфом Мейером. «Архитектура модерна», «новая вещественность» – эти и другие понятия характеризовали новый стиль, который прорисовывался в работе Гропиуса. Внимательно подходя к достижению гармоничного сочетания стекла и стали, он достигал равновесия в своём творчестве. Здание фабрики «Фагус» выглядит лаконичным и не содержит в себе лишних элементов, которые делали бы общий вид строения тяжёлым.

 

Однако в те времена было слишком непросто творить, исходя лишь из своих собственных убеждений. Вся школа Баухауз не нашла одобрения национал-социалистов и была охарактеризована ими как «церковь марксизма». Вместо лозунга «функционализм» в работах Баухауза искали отражение учения коммунистов и настоящую агитацию.

В 1934 году Гропиусу пришлось переехать в Англию, а через три года – в США, где он стал профессором архитектуры в Гарвардском университете и работал над образовательным центром.

После Второй мировой войны Гропиусу снова довелось украсить своей архитектурой Германию. В 1957 году в рамках строительной выставки «Интербау» он спроектировал девятиэтажный жилой квартал в Берлине в районе Ганзафиртель. Этот проект был выполнен в лучших традициях стиля самого Гропиуса: аккуратно, не слишком громоздко и без неуместной пестроты.

 

Вальтер Гропиус, не сломившись под тяжестью неодобрения и гонений, не утратил своего взгляда на искусство, он доработал и усовершенствовал его. Гропиус помог будущим архитекторам найти себя в мире искусства во время своей преподавательской деятельности. Он один из тех, кто стоит у истоков архитектуры ХХ века, постепенно ломавшей существовавшие ранее правила и создававшей нечто новое, практичное и при этом красивое.